Министерство транспорта РФ в разгар туристического сезона более чем на месяц закрывает для движения маломерных, прогулочных и парусных судов акваторию Петербурга. Усиленные меры безопасности вводятся из-за Кубка конфедерации.
Министерство транспорта РФ разработало приказ "Об установлении запретных для плавания районов в акватории, в пределах которой вводятся усиленные меры безопасности". В трех городах, где состоятся матчи Кубка конфедерации в этом году — Москве, Сочи и Петербурге вводятся ограничения для движения судов трех типов: маломерных, прогулочных и спортивных парусных. Запрет будет действовать в период с 00:00 часов 1 июня 2014 года до 00:00 часов 4 июля 2017 года в акваториях Большого и Пассажирского портов Петербурга, а также на участках внутренних водных путей в границах города. В течение 34 дней будет запрещено не только передвижение, но и стоянка судов. Исключение сделано для буксиров и обслуживающих судов портового флота, спасательных, медицинских судов и флота, обеспечивающего проведение Кубка конфедераций. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Отзывы на проект собирают до 1 мая 2017 года.
В Минтрансе необходимость введения ограничений на передвижение по рекам и каналам объясняют требованиями указа президента РФ "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года". Примечательно, что этот документ имеет секретный статус и в правовых базах его нет.
В разгар сезона
В этом году навигация по рекам и каналам Петербурга открылась 14 апреля. Обычно она продолжается до октября. Но июнь — это самый высокий туристический сезон. В это время проходит два самых крупных мероприятия, которые привлекают в город множество туристов и командировочных: фестиваль "Алые паруса" и Петербургский экономический форум. Кроме того, на этот период приходится пик аренды теплоходов на выпускные. В белые ночи загрузка кораблей максимальная и доходит до круглосуточной. Запрет на работу в этот период грозит бизнесу серьезными потерями. Компании Петербурга уже отправили обращение к главе правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не останавливать в июне навигацию по рекам и каналам.
"Затронет не только тех, кто возит туристов по рекам и каналам. Сильно пострадают компании, которые ходят из Москвы в Петербург. Места в круизах на июнь уже проданы. Если закроют реки, для них это смерти подобно, они не смогут работать. Пока не понятно, как этот запрет скажется на проведении "Алых парусов", — отмечает директор департамента въездного туризма "КМП Групп" Александр Макляровский.
"Реакция всего сообщества резко отрицательная. Запрет вводится в самый разгар туристического сезона. На этот период у нас уже принято большое количество заказов как от российских, так и от иностранных туристов, плюс на это время запланировано множество мероприятий. Мы были готовы к тому, что ограничат движение в районе стадиона на Крестовском острове в дни матчей, но полностью закрыть движение в акватории Невы и залива с точки зрения безопасности на такой длительный срок не оправдано", — говорит директор судоходной компании "Нева Тревел Компани" Андрей Набатов.
По его словам, оргкомитет "Россия-2018" не планирует использовать водный транспорт на Кубке конфедераций, никаких переговоров ни с кем из судоходных компаний Петербурга они не вели. "У стадиона есть всего один причал, который находится в ведении Агентства внешнего транспорта, но на этот период он не будет использоваться", — отмечает Андрей Набатов.
Для частных катеров
Впрочем, есть и те, кто опасений по поводу инициативы Минтранса не разделяет. "На коммерческую навигацию этот запрет не повлияет, — уверена Екатерина Фатеева, генеральный директор компании "Петергоф экспресс" (входит ГК "Астра Марин"). — Судоходные компании с лицензиями относятся к пассажирским судам, а не к прогулочным. Частным катерам, когда люди катаются с друзьями на нелицензионном катере без документов, действительно, перекроют выход в акваторию, чтобы не дай Бог, ничего не произошло. По-хорошему, такой запрет нужно было ввести давно. Меньше несчастных случаев на Неве будет".
В пресс-службе комитета по транспорту Петербурга ситуацию, кого именно затронет инициатива Минтранса, оперативно прояснить не смогли. Чиновники взяли паузу на дополнительные консультации.