В большинстве стран основное бремя расходов на новые разработки несет корпоративный сектор. Процент инвестиционно активных компаний в России пока невысок в силу разных причин. Эксперты уверены, что государство может если не помогать финансово, то как минимум создавать условия, при которых бизнесу будет выгодно инвестировать в инновации.
В рамках круглого стола "Деловой Петербург" собрал мнения некоторых компаний, которые зарекомендовали себя на поприще инноваций, а также экспертов и представителей власти о том, с какими трудностями приходится сталкиваться компаниям при разработке и внедрении инноваций, насколько велика роль государства в этой истории и как они оценивают потребительский рынок России с точки зрения приятия новых продуктов.
Марина Камаева, управляющий по внешним и корпоративным связям по Северному региону ЗАО «Филип Моррис Ижора»:
Развитие инноваций — это инвестиция в социально–экономическое развитие страны. Разработка и внедрение инновационных продуктов способствует прогрессу и росту благосостояния государства, наращиванию его экономического потенциала.
Инновационные разработки стимулируют развитие целых индустрий, помогают им трансформироваться, чтобы соответствовать меняющимся предпочтениям и запросам потребителей и общества в целом.
Все больше совершеннолетних курильщиков ищут менее вредную альтернативу курению, которая бы отвечала их потребностям.
Наша компания начала процесс трансформации своего бизнеса в сторону будущего, свободного от сигаретного дыма.
Мы инвестировали $3 млрд в фундаментальные исследования, разработку продуктов с потенциально пониженным риском, научное обоснование и понимание потребностей совершеннолетних курильщиков.
В научно–исследовательских центрах компании в Швейцарии и Сингапуре работают более 430 ученых, инженеров и других специалистов в области исследований и разработок, специализирующихся на широком круге дисциплин: от материаловедения и бытовой электроники до клинической медицины и системной токсикологии. Дальнейшее развитие нашего бизнеса в России и по всему миру во многом будут определять инновационные продукты с пониженным риском, то есть те продукты, при использовании которых отсутствует процесс горения табака, и вследствие этого вред может быть существенно меньше по сравнению с обычными сигаретами.
Мы убеждены, что однажды инновационные альтернативные продукты заменят собой традиционные сигареты. Но чтобы переключить совершеннолетних потребителей на продукты с потенциально пониженным риском, необходимо сбалансированное, основанное на научных данных законодательное регулирование этой новой категории продуктов.
Это касается возможностей информировать совершеннолетних потребителей об альтернативных продуктах, а также правил продажи и потребления, стандартов производства и налоговой политики.
Регулирование оборота и потребления бездымных продуктов должно отличаться от того, которое действует в отношении сигарет. Оно должно создавать благоприятные условия для переключения совершеннолетних курильщиков на альтернативную продукцию, что в перспективе может положительно сказаться и на состоянии здоровья населения.
Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ:
В истории с инновациями роль государства состоит в том, чтобы обеспечить безопасность потребителей новой продукции, защитить права на результаты интеллектуальной деятельности ее разработчиков, поддержать экспорт такой продукции и продвигать ее использование в государственном секторе.
Что касается потребительского рынка России с точки зрения принятия инноваций, то в качестве примера могу привести данные по сотовой связи, которая в свое время тоже была инновацией. Так, например, согласно данным Мониторинга информационного общества за период с 2010 по 2015 годы, подготовленного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в России один из самых высоких в мире показателей распространения сотовой связи — 151 активный абонент на 100 человек населения, что превосходит уровень развитых стран на четверть (показатель — 120 человек), развивающихся стран — на две трети (91 человек).
Алексей Торгов, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти компании BIOCAD:
Как известно, тяжелее всего тем, кто проходит путь первыми. Так было с нашими биоаналогами. Когда мы начинали их государственную регистрацию, в законодательстве даже термина такого не было, не говоря уже о четких требованиях к разработке, клиническим исследованиям и прочему. Поэтому приходилось все эти вопросы решать на совещаниях в Минздраве, который шел нам навстречу. В итоге к нашим препаратам предъявлялись последние зарубежные требования, там процесс адаптации к новому идет быстрее. Сейчас таких проблем нет: и экспертное учреждение, и профильное законодательство полностью гармонизированы с лучшими международными практиками. Роль государства трудно переоценить. Сегодня Минпромторг России субсидирует самые различные направления разработки и государственной регистрации современных лекарственных препаратов. Это и субсидирование клинических исследований, организации производства, регистрации на зарубежных рынках и многое–многое другое. Что касается отношения потребителей к инновациям, то сейчас пациенты объединяются в ассоциации и фонды и очень настороженно относятся ко всему новому, особенно сделанному в России (к сожалению, мифы и стереотипы еще живы, хотя мы делаем все для их развенчания). Они очень досконально проверяют все аспекты разработки и клинических исследований новых препаратов, и только убедившись в их эффективности, начинают пользоваться.
Виктор Тамберг, бизнес–консультант:
Пожалуй, правительство каждой уважающей себя страны старается поддерживать инновации. Основных рычагов здесь не так много: во–первых, стимулирование конечного потребления (непосредственно или через розничные сети). Например, это субсидии покупателям электромобилей в США или же бонусы сетям за продажи энергоэффективной бытовой техники там же. Во–вторых, это запреты на сырье или технологии, которые начинают считаться неприемлемыми в силу разных причин. Скажем, прошлый запрет на асбест или грядущий запрет на легковые автомобили с ДВС в ряде стран Европы. Что также стимулирует инновационную деятельность, пусть и методом кнута. Бывает, что государство действует как слон в посудной лавке, и иногда "поддержка инноваций" оборачивается еще более масштабными проблемами. Скажем, активное стимулирование солнечной энергетики в Германии поставило рынок в сложные условия. В пиковые моменты генерирующие компании вынуждены еще и доплачивать за потребление, вечерние тарифы неизбежно выросли, плюс возник дефицит аккумулирующих мощностей. Но все же, в основном, поддержка государством как–то работает.
Демид Голиков, руководитель направления стратегического планирования ГК «Институт тренинга — АРБ Про»:
На мой взгляд, основные трудности не в реакции клиентов и потребителей и не в реакции регуляторов. Трудности вижу, как правило, в недодуманности самого продукта и его дистрибуции.
Компании создают инновационный продукт, но с трудом понимают, как донести его выгоду до всех участников рынка и перестроить систему дистрибуции. К примеру, компания продвигает на рынок конические винтовые сваи, созданные по адаптированной, распространенной в мире технологии. Сваи производятся в собственном цеху (с участием немецкого робота и автомата собственной разработки). Польза свай очевидна (возможность ставить прочные строения на проблемных грунтах, ускорение в разы и удешевление стройки). Но это требует изменения привычек строителей, преодоление негативного имиджа, который уже успели заработать лопастные сваи (многие думают, что оба вида свай почти одно и то же, хотя физика — принцип действия — у них разная). Хороший продукт сам себя не продает! В нашей стране очень мало денег для развития инноваций. Вывести новую рецептуру продукта питания или технологию строительства может обойтись компании в десятки миллионов долларов, что может быть равно 10–летней прибыли небольшой компании. Поэтому в мире инновации финансируются не только крупными компаниями, но и венчурным капиталом, и инвестфондами. Увеличить объем и качество инноваций в нашей стране можно, в частности, включившись в глобальный бизнес.
Любая инновация всегда риск или необходимость выйти за рамки традиционного стандарта. Но очень жесткий стандарт ограничит инновационную активность. Очень мягкий, напротив, откроет дорогу недобросовестным компаниям. Какие варианты? Лучше мягкий стандарт, легкая процедура регистрации всего нового и одновременно культ репутации. Репутация сильнее всего будет стимулировать разработчика новинки не подсовывать непроверенный продукт. Но это будет работать при адекватной правовой системе. Если, например, потребитель, потерпевший прямой ущерб или обнаруживший несоответствие товара этикетке может легко (быстро, без затрат, не отправляясь далеко и не отсиживая очередь к юристам) подать в суд на недобросовестного поставщика или ретейлера, а суд непредвзято доведет дело до решения, то это само по себе станет сильнейшим стимулом для производителей и розницы давать продукт в соответствии с ожиданиями потребителя, не скрывать информацию о продукте.
Если говорить о принятии российским потребительским рынком инноваций, то этот рынок мал — примерно 1,7% мировой экономики. К тому же менее разнообразен (по типам потребителей, национальным культурам и т. п.). Будь он большим и разнообразным, выгод от инноваций и экспериментов было бы больше.