Президент Торгово–промышленной палаты Ленобласти и совладелец ИК "Евроинвест" Юрий Васильев рассказал, кому выгодно ужесточение законодательства в сфере строительства, как модернизировать предприятие со станками "от забора до заката", почему молодежь мечтает занять теплое чиновничье кресло и что с этим делать.
Юрий Михайлович, что привело вас в Ленинградскую областную торгово–промышленную палату? Вы никогда не были слишком публичным человеком.
— Скоро исполнится почти 30 лет, как я в бизнесе. У меня было множество разных бизнес–проектов, и они дали мне колоссальный предпринимательский опыт, которым пора бы поделиться.
ТПП Ленобласти — очень хорошая площадка, где мои знания и опыт могут быть полезны, причем прежде всего людям, которые только начинают и развивают свой бизнес.
Как вы оцениваете бизнес–среду региона и какие задачи перед собой ставите?
— В малом и среднем бизнесе в Ленобласти работают примерно 30% областного населения. Именно малый бизнес формирует до 30% доходов бюджета, и он явно недооценен, потому что все привыкли смотреть в сторону крупных предприятий.
К сожалению, и молодежь зачастую предпочитает не заниматься бизнесом, а "получать жалованье" на теплом рабочем месте с 10 утра до 6 вечера. Лучшим вариантом они и вовсе считают чиновничье кресло.
Поэтому одна из задач — повысить положительный имидж предпринимательства. Сейчас, если включить телевизор, что мы увидим? Заседание правительства, события на Украине и сюжет о посадке какого–нибудь очередного коррумпированного чиновника и связанного с ним бизнесмена. А вот о жизни нормальных предпринимателей почти ничего не показывают. Хотя я видел такие передачи, например, в Германии.
Какая поддержка сегодня нужна областным предпринимателям?
— Недавно была создана школа бизнес–акселерации, которая уже выпустила 120 учеников. Я и сам удивился, насколько она оказалась полезна, хотя раньше не слишком верил в ее эффективность. Многие выпускники запустили кондитерские, слесарные, туристические и другие компании с нуля. А раньше они даже не знали, как организовать бизнес.
В ближайшее время планируем создать экспортный центр. Такие центры есть в Петербурге, других российских городах, а в нашем регионе почему–то нет, хотя многие предприятия увеличивают объем экспорта и ищут новые рынки сбыта.
Занимаемся развитием программы субконтрактинга. Ее цель — создать местных поставщиков компонентов, деталей и т. д. для крупных компаний, наладить взаимосвязь между производителями и поставщиками, чтобы снизить долю импорта, повысить локализацию и загрузить востребованной продукцией небольшие производства. Это длительный процесс, эффект будет лет через пять. Дело в том, что у крупных предприятий есть стандарты и требования к поставщикам, что не позволяет быстро заместить иностранную продукцию.
Бизнес сейчас жалуется на крайнюю зарегулированность законодательства, крупные штрафы… Особенно досталось застройщикам.
— Во всем нужен баланс. Очевидно, что увеличение уставного капитала для строительных компаний в 1 млрд рублей — серьезное ограничение для малых застройщиков. Есть мнения, что такое изменение законодательства состоялось не без лоббирования крупными строителями. Но есть и другая сторона вопроса — сколько мы видели примеров, когда застройщик, не имея серьезного опыта и собственных ресурсов, собирал деньги с дольщиков, а потом исчезал. Естественно, такие социальные риски законодателям необходимо было урегулировать.
Хотя на этой волне и в среде дольщиков стали появляться "профессионалы", которые, пользуясь ужесточившимся законом, формируют группы, которые специально занимаются чуть ли не вымогательством по отношению к застройщикам.
Многие игроки прогнозируют, что девелопмент и строительство в итоге уйдут под государство, что означает в перспективе национализацию отрасли. Стоит этого опасаться?
— Государство вовсе не стремится стать монополистом на строительном рынке. Это вполне сформировавшаяся и прекрасно развивающаяся отрасль, которая нуждается в эффективном регулировании, не более.
Да, сейчас идет укрупнение компаний, и это неизбежно, поэтому каждый должен искать свою нишу.
Задача государства — обеспечить отрасли стабильность, а в стабильной ситуации рынок сам себя регулирует. Любое давление приведет к искажениям. Система саморегулируемых организаций (СРО) пока не смогла решить многие проблемы. Но это не значит, что надо от нее отказываться, нужны механизмы, которые заставят СРО перейти от формальных сборов в некие абстрактные фонды действительно к саморегулированию бизнеса в строительстве.
А что касается непосредственно вашего девелоперского бизнеса? Сколько у "Евроинвеста" осталось земли в Ленобласти?
— Есть несколько участков земли, которыми мы владеем с партнерами, — это чуть более сотни гектаров. В Мурино земельный банк распродан еще 2 года назад, и последние несколько лет мы через УК "Мурино" занимаемся исключительно инженерным развитием территорий.
Несколько лет назад "Евроинвест" вошел в уставный капитал ПАО "Светлана". Есть ли планы по переводу завода за границы города, тем более земля там есть, а территория под предприятием перспективна для развития.
— Непонятно, почему в некоторых СМИ так настойчиво пытаются выселить "Светлану" с ее исторической площадки? Кто это вообще придумал? Я вам заявляю: таких планов никогда не было, нет и не будет, никуда завод не переезжает! Мы последовательно развиваем производство и за последние 3 года ежегодно инвестируем в это направление 200–400 млн рублей, не получая при этом никаких дивидендов.
Намечена оптимизация производственных мощностей, и происходит естественное сжатие площадей за счет переоборудования и применения современных технологий и использования аутсорсинга. Раньше строились закрытые масштабные предприятия полного цикла, которые производили все — от гайки до электронных компонентов. Теперь же производить отдельный транзистор рентабельно разве что многомиллионными партиями, а если такой надобности нет, то можно заказать его у других поставщиков — это и проще, и дешевле. Раньше условно машиностроительный станок занимал место "от забора до заката", а сейчас он размером с половину стола, а выработка у него еще и выше. Наша задача — создать на исторической площадке "Светланы" современное высокотехнологичное производство, кластер электронной промышленности.
Есть ли планы по выкупу других промышленных активов?
— Понимаете, мы инвестиционная компания — выкупаем пакет акций, ждем, когда он вырастет в цене, а потом продаем. Если будет интересное предложение, то рассмотрим его.
Какие проекты коммерческой недвижимости сейчас развиваете?
— Как партнеры мы имеем доли в некоторых объектах офисной и коммерческой недвижимости, но называть и приписывать нам метры во всех таких проектах было бы некорректно.
Сейчас приоритетным является реализация флагманского объекта — ТРЦ "Голливуд" у станции метро "Пионерская". В первой половине этого года рассчитываем завершить разработку и утвердить обновленную архитектурно–планировочную концепцию ТРЦ. Начало намечено на лето 2017 года, а открытие комплекса — на конец 2019 года.