Генеральный директор и основатель ГК "Аэроклуб" Денис Матюхин рассказал "ДП", почему в кризис не только не сокращается, но даже увеличивается число бизнес–командировок, а также какие три "волшебные" отрасли экономики вообще не замечают кризиса и продолжают активно участвовать в деловой жизни страны.
Деловой туризм сейчас энергично развивается. Каковы ваши наблюдения на этот счет?
— Для начала давайте определимся в терминологии, чтобы мы с вами говорили на одном языке. Деловой туризм условно делится на два крупных направления. Они принципиально отличаются друг от друга и по сезонности, и по объему бизнеса, и по количеству мероприятий. Первое — это бизнес–тревел, то есть все, что касается командировок, второе — направление mice (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions — область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. — Ред.). Mice — это достаточно новая индустрия. Раньше компании занимались этим самостоятельно, а теперь такую работу принято отдавать на аутсорсинг.
Некоторые считают, что командировки — это нечто из советского прошлого.
— Когда мы приглашаем на работу новых сотрудников не из нашей отрасли, даже с солидным опытом, то 85–90% из них только на собеседовании узнают о специфике работы с корпоративными клиентами.
Чтобы понять, что сейчас происходит с этим направлением, нужно немного вернуться в постсоветскую историю. Приблизительно в 1993 году произошли исторические изменения в бизнесе, когда корпоративный туризм выделился в самостоятельное направление. Годом позднее наша компания начала этим заниматься. Причем бизнес–тревел был, наверное, единственной услугой в России, которую можно было приобрести в кредит. Представьте себе: кредит в начале 1990–х!
В это время в стране была гиперинфляция, стоимость рубля постоянно менялась, и авиакомпании фиксировали цены билетов в долларах США, чтобы не пересчитывать их по несколько раз в сутки. В итоге получалось, что пока вы выставляете клиенту счет за услугу, а он, соответственно, находит деньги и оплачивает ее, из–за постоянных колебаний курса стоимость этих билетов могла поменяться очень существенно. Иногда оплата от клиента шла очень долго, целую неделю, а то и больше. Было даже такое выражение: "Деньги в пути". Поэтому оплачивать услуги бизнес–тревел стали в кредит, чтобы точно зафиксировать стоимость на момент оформления.
В то время, до кризиса 1998 года, рынок делового туризма рос по 100% в год. Потом, после восстановления в 2000–м, стал расти по 15–20%. Так продолжалось до 2008 года. После прошлого кризиса все долго восстанавливалось. Но сейчас рынок тоже на подъеме и прибавляет примерно по 5–7% в год. Наша компания крупная, поэтому растет значительно быстрее — в среднем по 30% в год.
Даже в кризис?
— Бизнес–тревел, вы будете удивлены, в кризис не падает, а, наоборот, растет. Те, кто в кризис сокращает расходы на деловые поездки, рассуждают так: можно поговорить по "Скайпу", устроить видеоконференцию. Но тут происходит странное: конкуренты, которые не урезали этот вид расходов, переманивают твоих клиентов. Ведь личные контакты в кризис становятся более важными, чем в период стабильности. Дальновидные руководители не сокращают деловые поездки, а даже наращивают их. Это позволяет им защитить свой бизнес.
Вы должны чувствовать клиента, видеть его глаза, движения, чтобы уловить, что он, возможно, раздражен или устал. От этих нюансов зависит и ваше поведение, ваша оценка ситуации и в конечном счете ваше взаимопонимание как партнеров. Кроме того, по "Скайпу" невозможно пригласить партнеров на чашку кофе, чтобы наладить более тесные, неформальные отношения.
В 2008 году началось энергичное внедрение видеоконференцсвязи. Многие компании установили такое оборудование. Но сейчас большинство использует его для общения не с партнерами, а с собственными удаленными офисами. К тому же командировки — это проявление лояльности по отношению к своим сотрудникам. Когда они сидят годами в офисе, командировка к партнерам для них — прекрасная возможность переключиться с рутинной работы на что–то новое. В итоге работа становится эффективнее.
А вот направление mice в кризис страдает больше. Причем та его часть, которая касается не обязательных вещей, а связана с поощрением собственных сотрудников (например, проведение выездных конференций), серьезно проседает. Но другие мероприятия — круглые столы по обмену опытом, информацией с партнерами, обучающие семинары и прочие — почти не сокращаются. Потому что это важные операционные процессы, которые влияют на эффективность бизнеса.
Стало проводиться больше мероприятий внутри России. До 2008 года мы были ориентированы на общение с зарубежными партнерами: наращивали контакты, обменивались опытом с большими транснациональными компаниями.
Но потом бизнес в России начал расти больше вширь. Активно стали развиваться сетевые компании: например, "Леруа Мерлен", "М.видео", "Техносила" открывали офисы в регионах. Соотношение между зарубежными и внутрироссийскими деловыми авиаперелетами тоже постепенно изменилось. До 2008 года оно было соответственно 60% к 40%, а в 2016 году — 30% к 70%.То же произошло и с сегментом mice. До прошлого кризиса большинство компаний старались проводить как можно больше именно выездных зарубежных мероприятий. Семинары, конференции в самых разных странах — от Турции и Египта до Мексики и Австралии.
Одновременно стал развиваться внутренний туризм. Однако проблема России — в грандиозной нехватке площадок для проведения подобных мероприятий. Ее немного восполнил Сочи — в 2014 году город превратился в кластер по проведению мероприятий mice, используется инфраструктура, построенная к Олимпиаде.
Но по ценам Сочи, мне кажется, дороже Египта и Турции.
— Да, бывает, что дешевле за рубежом. Сейчас на Сочи большой спрос, поэтому завышение цен объяснимо: не так много в стране конкурентоспособных по возможностям площадок.
Но ждать осталось недолго: в 2018 году состоится чемпионат мира по футболу, к которому в нескольких городах России готовят инфраструктуру, в том числе и туристическую. Все эти города потом будут использованы как площадки для mice.
Самое важное, чего недостает для развития mice–направления в Петербурге, — это отелей категории три–четыре звезды. Вторая проблема — транспортная. Когда речь идет о двух–трех командированных, они могут до места и на такси доехать. А когда на мероприятие прибывает группа 100 человек, приходится думать над логистикой. Для Петербурга это особенно актуально в высокий сезон. Цены на аренду комфортабельных автобусов зашкаливают.
Если удастся решить эти проблемы и еще ворох других, то внутрироссийский mice–сегмент начнет развиваться более динамично. А пока многие компании вообще не рассматривают возможность проведения мероприятий.
Москва тоже сталкивается со сложностями, но это ощущается менее остро, так как столица — традиционно главный туристический центр России, на нее приходится около 80% деловых мероприятий, проходящих в стране. Петербург — это лишь 10% от объемов Москвы.
Труднее всего, когда клиенты решают провести mice–мероприятие спонтанно. Глубина планирования 5–7 дней — это очень маленький срок, сложно решить вопросы по заселению и логистике. Средняя глубина планирования — месяц–два. Если в мероприятии участвуют около 1 тыс. человек, то 4–6 месяцев.
Получается замкнутый круг: Петербург и другие регионы России могли бы развиваться как дестинации делового туризма, но не имеют инфраструктуры. Но бизнес не будет создавать инфраструктуру, не имея стабильного прогнозируемого спроса. Если бы государство стимулировало развитие, скажем, Красноярска как центра делового туризма — создало бы условия для увеличения туда числа авиарейсов, в результате снизились бы цены на билеты, стимулировало бы предпринимателей создавать транспортную и гостиничную инфраструктуру, — Красноярск и развивался бы как центр делового туризма.
— Согласен. Многие проблемы частные компании не могут решить самостоятельно. Например, "Трансаэро" создавало хоть какую–то конкуренцию национальному перевозчику "Аэрофлот", и у клиентов был выбор. Сейчас остальные авиакомпании не могут в полной мере конкурировать с "Аэрофлотом", доля которого на рынке после банкротства "Трансаэро" очень выросла.
У делового туризма нет ни своего лобби на государственном уровне, ни специального органа, который занимался бы этим сегментом. Нас относят к туризму вообще вместе с образовательными турами, выездным и внутренним туризмом. Но это настолько принципиально отличающиеся направления, что для них просто невозможно создать общую систему. Необходима специализация. Ее пока нет.
Я бы не стал давать рецепты. Но у меня есть убеждение: нужно, чтобы туризмом управляли люди, которые знают эту отрасль, в идеале — сами работали в ней. Плюс необходимо при принятии решений обсуждать их с бизнесом. Причем необходимо делить отрасль на мелкие тематические сегменты и для каждого принимать отдельное, подходящее именно для него решение.
Какова структура бизнес–туристов?
— Есть три "волшебные" отрасли, которые работают как часы независимо от кризиса. Это производители табака, алкоголя и лекарств: "Балтика", Heineken, Philip Morris, JTI, Bayer, Pfizer и другие. Клиентами нашей компании является 70–80% предприятий в каждой из этих отраслей. Они как раз и служат драйвером для сегмента бизнес–тревел в кризис.
Ощущается ли конкуренция с железной дорогой?
— Очень сильно. До появления "Сапсана" доля железной дороги в сообщении между Петербургом и Москвой была 40%. Сейчас же 65% перевозок совершается только на "Сапсане", не считая остальных поездов. С чем это связано? Во–первых, скорость. Во–вторых, на поезде вы попадаете из центра одного города в центр другого города. В–третьих, на поезде дешевле, чем на самолете. Средняя стоимость "Сапсана" — 4,7 тыс. рублей, а авиабилет почти вдвое дороже.
Каковы планы вашей компании?
— Чтобы быть лидером рынка, нужно иметь технологическое превосходство. Поэтому мы активно инвестируем в IT–разработки. В 2013 году мы создали IT–подразделение, выделив его в отдельную компанию "Аэроклуб ИТ", которая занимается созданием новых решений специально для сегмента корпоративного туризма. "Аэроклуб ИТ" уже зарегистрировал 10 патентных разработок и занимается реализацией более 200 проектов ежегодно.
Фокус на технологиях позволяет постоянно совершенствовать процесс организации командировок и при этом выгодно отстраиваться от конкурентов, предлагая клиентам дополнительные, новые для российского рынка услуги.
Биография
Денис" Матюхин
Родился 7 июля 1970 года. Окончил Московский авиационно–технический институт по специальности "инженер–технолог". Карьеру начал в 1992 году в "Нико Тур" — одном из старейших операторов в сфере делового туризма, где занимал должность начальника транспортного отдела. В 1994 году основал компанию "Аэроклуб". Женат, воспитывает двоих детей. Увлекается горными лыжами.
Справка
Группа" компаний "Аэроклуб" На рынке с 1994 года, занимается организацией корпоративного туризма, а также развитием IT–технологий для сегмента бизнес–тревел. Штат — свыше 500 человек. Среди клиентов — более 1 тыс. компаний. В группу также входят компании "Аэроклуб ИТ", "Аэроклуб тур", "Аэроклуб чартер", "Арекс". В 2016 году оборот ГК составил 20 млрд рублей.