Анна Самарина (29 лет) открыла кофейню, которая была рассчитана на детей, а полюбилась актерам и музыкантам.
Анна Самарина проработала в общепите 10 лет, прежде чем открыла свою кофейню "Том Сойер" рядом с Мариинским театром. Здесь нередко собираются певцы, художники, философы и актеры.
Кофейники, которые поют
Ни в дизайне, ни в меню кофейни нет отсылки к знаменитым "Приключениям Тома Сойера". Разве что меню понравилось бы Тому: кофе, чай, торты и свежая выпечка — ничего лишнего.
"Имя выбрали довольно спонтанно: изначально это был проект про детей, поэтому, например, у нас есть большая стена, на которой можно рисовать мелом", — объясняет Анна. Но от целевой аудитории "дети и их родители" быстро отказались, а название оставили.
Кафе рассчитано на 20 посадочных мест. Впрочем, по выходным, когда здесь проходят "кофейники" (так здесь принято называть квартирники петербургских музыкантов), зал вмещает еще десяток посетителей.
Стартовый капитал составил 500 тыс. рублей: столько ушло на ремонт, аренду и оборудование. Лаконичный интерьер, в котором много света и дерева, создала петербургский дизайнер Елена Демкина. За год работы в кафе Анна реинвестировала еще 1 млн рублей. В кофейне площадью 50 м2 есть кухня, но девушка ее не использует — сдает в аренду. Свежую выпечку заказывает у партнеров.
Кофейня берет посетителя простотой и уютом.
"Мы типичное европейское локальное местечко для местных: зайти с утра и выпить эспрессо у стойки перед работой или прийти вечером почитать понравившуюся книгу, — объясняет Анна. — Мы не варим "альтернативу" (имеются в виду альтернативные способы заваривания кофе. — Ред.): мы консерваторы и варим кофе только в кофемашине, но, поверьте, хороший кофе из машины сложно найти. Кроме того, мы работаем с итальянскими обжарщиками".
Вкусный ароматный кофе — не главное, ради чего сюда приходят гости. Главное — люди, подчеркивает Анна: здесь часто собираются представители творческих профессий. Рядом есть и училище Римского–Корсакова, и Мариинский: кто приходит после спектакля, кто — после занятий в училище. Большая часть гостей — постоянные клиенты. Всех их предпринимательница знает по именам: она сама готовит для них кофе — работает бариста. "У меня, например, есть гости — артисты уличного театра. Они часто присылают "Тому" открытки из разных стран, с фестивалей, где работают", — рассказывает Анна. Кафе работает всего год, но уже с первых месяцев жизни оно получило славу места встреч для тех, кто интересуется искусством.
Любимое дело кормит
Годовой оборот кофейни составляет около 3 млн рублей, бизнес приносит доход, но не очень большой. "Это не бизнес в чистом виде, а любимое дело, которое кормит меня и моих сотрудников, — говорит Анна. — В какой–то момент я поняла, что это уже некоторое время нерентабельно, но все равно хочу этим заниматься и искать пути финансового развития".
Несмотря на то что в пешей доступности от "Тома Сойера" находится еще пять мест, где можно выпить кофе, конкуренцию оно выдерживает. "Кофейни — как разные клубы по интересам: туда ходят за красивым интерьером, туда — потому что офис ближе, туда — потому что по выходным там играют в "Манчкин", — объясняет систему Анна.
В Петербурге работает 350 кофеен: сетевые (Starbucks, "Шоколадница", CoffeeShop Company) и единичные ("Энди кофе", "Больше кофе"). По данным "Бестъ", на сегмент кофеен приходится около 5% рынка городского общепита, который в 2016 году составил 65,3 млрд рублей.