Блоги «ДП». Что из западного управленческого опыта неактуально в России

 

Автор - преподаватель Mini MBA Русской школы управления
Когда я в 2006 году учился на программе МВА, один из преподавателей сообщил нам, что отказался вести программу «Международный ВЭД». На наш вопрос: «Почему?», он ответил, что никто не верит, что так должно быть. Слушатели говорят: «Бросьте! Что это за фантастика?! Может, за кордоном все так цивилизованно, а мы все везем контрабасом!». И сейчас, когда я сам веду программу для слушателей MBA, я даю только проверенные в нашей реальности инструменты.
Почему же западный управленческий опыт не всегда работает в России?
1. Западный управленческий опыт, на программах МВА в том числе, учит инженерному подходу построения компании. Есть четкая граница между инженерным построением своего предприятия и предпринимательством. Эта граница в зоне контролируемости. В большинстве случаев люди предпочитают не идти на риски в областях, которые им неизвестны, а заниматься тем, что им понятно и естественно. Большинство людей тяготеет к тому, чтобы управлять понятными для них процессами и рисками.
Предприниматели же готовы рисковать, ставить жизнь на кон. Собрался, поехал на Дальний Восток, взял гектар и начал там бизнес. Предприниматель иногда - первооткрыватель. Самое главное - поставить на карту многое, иногда - все. И работать в неконтролируемой или мало контролируемой зоне.
Итак, если вы управленец в частной или государственной компании, построенной по инженерному принципу, где риски плюс-минус определены, то большинство западного управленческого опыта будет применимо к вам. Если же вы работаете в бизнесе, в котором вы первооткрыватель (занимаетесь предпринимательством), то большинство западных управленческих инструментов вам не подойдет.
2. Вам, как управленцу, нужно честно ответить себе на вопрос: «Моя задача быстро заработать деньги или вести долгую игру?». Западный управленческий опыт обычно про долгую игру. В феврале 2015 года я приехал проводить тренинг на тему «Эффективная внутренняя коммуникация» для итальянской компании в России. Генеральный провожает меня в тренинговый зал. Чтобы понять настрой группы, я спрашиваю у него: «У вас были сокращения?» Он мне говорит: «В конце декабря 2014 года я собрал весь коллектив и объявил решение совета директоров о том, что головная компания будет поддерживать «дочку» в России, даже если в течение 3 лет будет убыток. Никто уволен не будет».
Другой пример. Собственник и директор типографии в Петербурге решил не платить поставщикам краски, картона и т.д. Нужно было пережить тяжелые времена. Но по-настоящему тяжелыми они стали для него, когда через несколько лет после этого инцидента поставщики стали работать с ним только по предоплате, даже после череды переименований компании.
Вывод: если вы работаете вдолгую, то западный опыт можно заимствовать, если вкороткую - нет.
3. На Западе уровень доверия выше, чем в России. Если вы сядете в скоростной поезд из Милана в Рим, то будете приятно удивлены, что ваш билет не проверяет проводник при посадке. Высокое доверие сильно снижает издержки и увеличивает скорость бизнес-процессов.
Если западная книжка по управлению говорит вам, что поставщик выгрузит палету с шоколадками у вашего магазина рано утром, а когда вы откроетесь - уже сами завезете ее на склад, то задайте себе вопрос: «А в моем районе эта палета простоит 3 часа без присмотра?»
С другой стороны, присмотритесь к постоянно спящим на проходной охранникам. Ведь, несмотря на это, никаких происшествий не случается. Может, и правда стоит больше доверять посетителям вашего бизнес-центра?
Это три маркера, позволяющие ответить на вопрос, что копировать, а что не копировать из западного управленческого опыта.
Я уверен, что знать западный опыт обязательно нужно, иначе будет, как в анекдоте про «Битлз», где главный герой говорит, что ему не нравится «ливерпульская четверка», так как они картавят, не имеют слуха и плохо знают английский. А знает он об этом, потому что ему напел их песню сосед по коммуналке.