Законодательное собрание рассказало, на что собирается потратить деньги причитающейся парламенту в рамках корректировки городского бюджета на 2017 год. В основном депутаты, как им и положено, заботятся о бюджетниках и официальных СМИ — впрочем, об их персональных идеях по-прежнему узнать нельзя.
В Законодательном собрании обнародовали депутатскую поправку (также известна как поправка бюджетно-финансового комитета) — ежегодная корректировка городского бюджета петербургскими парламентариями. Каждый год депутаты перераспределяют по своему усмотрению несколько миллиардов рублей.
В этом году главная часть поправки — предложения "Единой России" — составляет примерно 2,3 млрд рублей. Это почти в 2 раза больше, чем год назад распределило все Законодательное собрание, и примерно по 68,8 млн рублей на каждого из 36 членов фракции. Единороссы предлагают взять эти деньги у комитета по финансам из резервного фонда правительства города. Стоит отметить, что и другие партии тоже предлагали взять эти деньги и направить их на другие цели. Собеседники "ДП" говорят, что эти деньги изначально закладываются в резервный фонд для депутатской поправки.
Разница между прошлым и нынешним годом несущественна потому, что вторая поправка у депутатов проходит во время осенней корректировки бюджета, и общая сумма распределенных весной и осенью денег всегда составляет около 1% городского бюджета — осенью 2016 года было потрачено примерно 3,1 млрд рублей (корректировка на 2017-й год) и 2,3 млрд сейчас — в сумме около 5,4 млрд. Расходы городского бюджета на 2017 год — 553,7 млрд рублей.
У единороссов довольно предсказуемые предпочтения. Например, традиционно популярен у них комитет по печати, которому предлагают увеличить бюджет на 125,2 млн рублей. 75 млн из них сразу уйдет на субсидию телеканалу "Санкт-Петербург", притом что телеканал и так получает из бюджета 698 млн рублей. Отметим, что в этом году телеканал получил от парламента больше, чем в прошлом — год назад ему выделили всего 30 млн рублей. Еще 6,1 млн направляется на газету "Вечерний Санкт-Петербург", которую депутаты создали как раз год назад. Правда, издание, которое должно было освещать жизнь парламента и радовать читателей городскими новостями, за это время стало напоминать вестник Вячеслава Макарова.
Комитету по образованию добавлено всего 70 млн рублей, но это еще неплохо по сравнению с комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка, которому предлагают увеличить бюджет всего на 17,7 млн рублей. Спикер Законодательного собрания периодически уверяет, что парламент оказывает всестороннюю поддержку бизнесу. "Сегодня на первый план выходит создание высокотехнологичного, наукоемкого производства. Мы прекрасно понимаем, что от технологического рывка зависит успешное будущее Петербурга и России. Внедрение инновационных проектов позволит России достичь больших успехов в промышленности и занять лидирующие позиции среди экономически развитых держав. Петербургский парламент со своей стороны готов на законодательном уровне оказывать всестороннюю поддержку отечественному бизнесу", — сказал Вячеслав Макаров в декабре 2016-го. Но комитету по промышленности на "технологический рывок" депутаты от партии власти не дали ни рубля.
То же самое можно сказать и о туризме, и о молодежной политике — профильным комитетам увеличивают бюджет на 9,5 млн и 15,9 млн рублей соответственно. Еще меньше получил комитет по труду и занятости — 6,3 млн рублей, а Жилищному комитету выделяют всего 500 тыс. рублей дополнительно.
Зато о социальной политике парламентарии не забыли — согласно их предложению, профильный комитет получает прибавку к бюджету в размере 65,1 млн рублей. Причем 59,1 млн рублей идут на помощь социально-ориентированным некоммерческим организациям. По словам критиков, именно через такие организации и проводятся операции наподобие тех, за которые экс-депутат Светлана Нестерова больше года сидит под домашним арестом. Подробно о том, каким организациям выделяются деньги через комитет по соцполитике, "ДП" писал ранее.
Справедливости ради надо отметить, что комитету по здравоохранению предлагают выделить 233,7 млн рублей, и большая часть этих денег идет на помощь больницам и закупку для них оборудования. Правда, врачи, как и учителя — бюджетные работники, а это важный для партии власти электорат. Возможно, поэтому год назад, перед выборами, им выделяли на 30 млн рублей больше.
Не обделили и комитет по культуре, который, согласно предложениям "Единой России", получит 490,2 млн рублей дополнительно. Правда, 40,2 млн рублей опять идут на субсидии неким НКО. В прошлом году единороссы именно за счет этого комитета распределяли деньги на свои пожелания. Тогда они забрали у него сразу 400 млн рублей, теперь долги возвращают сполна.
КГИОП получает от депутатов сразу 166,8 млн рублей. Кроме того, депутаты распределяют деньги и среди муниципалов. Так МО "Гражданка" получает 37,6 млн рублей на благоустройство территории, на эти же цели выделяют и соседнему с ним МО "Академическое" 6,3 млн рублей. Оба эти округа ежегодно получают большие субсидии. Возможно, это связано с тем, что оттуда начал свой политический путь вице-спикер Анатолий Дроздов.
Также традиционно получают субсидии и несколько муниципалитетов Петроградского района — родного для спикера Законодательного собрания. В этом году деньги достаются МО "Введенский", "Аптекарский остров", "Посадский" и МО "Черная речка" (там депутатствует брат спикера). Все деньги выделяются на благоустройство.
Остальные фракции также подавали свои предложения для поправки. КПРФ, например, предлагает увеличить бюджет комитета по здравоохранению сразу на 574,8 млн рублей, увеличить на 1,5 млрд рублей бюджет Жилищного комитета, направив эти деньги на программу расселения коммуналок. Комитету по соцполитике предлагают увеличить финансирование на 8,4 млрд рублей, а потратить их на меры соцподдержки пенсионеров. Деньги на все это также предлагается взять из резервного фонда — 2,2 млрд рублей, у комитета имущественных отношений — 4,6 млрд (деньги на покупку объектов недвижимости в соответствии с адресно-инвестиционной программой), у комитета по инвестициям — 603,5 млн рублей, которые должны были пойти на субсидии строителям ЗСД, 2 млрд у комитета по информатизации и связи и 1 млрд у комитета по развитию транспортной инфраструктуры.
Партия роста предлагает забрать у комитета по инвестициям сразу 5,2 млрд рублей, которые должны были бы пойти строителям ЗСД. Почти 1 млрд предлагается снять с расходов на реализацию концессионного соглашения о строительстве трамвайной сети в Красногвардейском районе. Потратить же предлагается на покупку снегоуборочной техники — 2,6 млрд и на покупку объектов недвижимости в рамках АИП — 3,5 млд. Также партия предлагает направить 339 млн на выплаты компенсаций гаражникам.
Похожие светлые предложения есть у и других партий, но можно сказать с очень большой вероятностью, что ни одно из них не будет в итоге принято.
Традиционно депутатская поправка вызывает много критики. Во-первых, она непрозрачная. Последние несколько лет спикер Вячеслав Макаров уверяет, что все в этой поправке прозрачно, однако в представляемом публике документе, и то после массовых запросов от журналистов, появилась лишь разбивка по фракциям, и это максимум прозрачности в этом документе. Кто именно из депутатов и куда конкретно, каким организациям направляет деньги, по-прежнему неизвестно — вся информация скрыта за общими формулировками вроде "предоставление субсидий бюджетным, автономным и иным некоммерческим организациям". А пока она непрозрачная — многие считают ее коррупционной. Хотя еще в 2015 году спикер утверждал, что в будущем году под каждой поправкой будет стоять фамилия конкретного депутата. "Конечно, за каждой поправкой того или иного депутата вы увидите фамилию. Я считаю, что она прозрачная и абсолютно выверенная. Она раскрыта", — заявлял глава парламента 2 года назад.
Во-вторых, депутатская поправка, придуманная во времена Анатолия Собчака, — это инструмент давления и влияния Смольного на парламентариев. Внутри Законодательного собрания она также используется спикером для того, чтобы держать в узде народных избранников. Все предложения депутатов о корректировке бюджета согласовываются спикером. Соответственно, и размер поправки на одного обитателя Мариинского дворца зависит от его отношений со спикером — чем они лучше, тем больше его предложений имеют шанс.
В-третьих, это почти всегда (по крайней мере публично) поправка "Единой России". Поправки других фракций в подавляющем большинстве случаев отклоняются как нецелесообразные или составляют, как год назад, всего около 150 млн на всех против миллиарда партии власти. Однако, как говорят источники в Законодательном собрании, поправку получают и оппозиционеры, которые ее критикуют, но их реальные (а не публичные) изменения прячут в предложения партии власти.