Российское энергомашиностроение на подъеме: энергетики модернизируют электростанции, формируя спрос на оборудование. Китайские трансформаторы и турбины не выдерживают конкуренции с российскими.
Из–за ужесточения требований государства к надежности энергетического оборудования и снижения доступности западных агрегатов (за 3 года они подорожали на 50–60%) промышленные потребители переориентируются с более дешевых китайских продуктов на отечественные. Некоторые даже отказываются от трансформаторов и турбин, в составе которых есть китайские комплектующие, так как их надежность оставляет желать лучшего.
Авария запустила модернизацию
Российское энергомашиностроение на подъеме: энергетика переживает период модернизации, обеспечивая промышленников заказами. Одна из причин, запустивших этот процесс, — авария на Саяно–Шушенской ГЭС, унесшая в августе 2009–го жизни 75 человек. Ущерб от аварии превысил 7,3 млрд рублей, а затраты на восстановление, длившееся более 5 лет, — 41 млрд. В аварии обвинили моральный и технический износ станции (85%) и решили обновить всю российскую электроэнергетику, которая в среднем изношена на 65%.
Энергокомпании стали наращивать инвестпрограммы, направляя средства на модернизацию (см. "Крупнейшие заказчики в российской энергетике"). С 2013 по 2016 год совокупный объем контрактов, заключенных крупнейшими российскими энергокомпаниями, вырос более чем в 18 раз — с 36,5 млрд рублей до 660 млрд соответственно.
Главные петербургские предприятия, выпускающие оборудование для энергетики, — Ижорские заводы (ИЗ, входит в группу "Объединенные машиностроительные заводы", принадлежащую Газпромбанку) и группа "Силовые машины" (СМ) Алексея Мордашова. По данным СМ, объем контрактов у петербургских предприятий группы в 2013–2015 годах вырос с $1,69 млрд до $1,92 млрд (данных за 2016 год пока нет). План ИЗ по контрактации на 2017 год превышает 5,1 млрд рублей против 3,56 млрд в 2013–м.
Ориентируясь на инвестпрограммы энергетиков, промышленники построили новые производственные мощности. Например, СМ в 2013 году открыли совместное предприятие с японской Toshiba ("Силовые машины — Тошиба. Высоковольтные трансформаторы", СМТТ, стоимость 5 млрд рублей), а в 2015–м — с германской "Сименс АГ" ("Сименс Технологии Газовых Турбин", инвестиции — 275 млн евро). СМТТ уже произвело трансформаторов на 2,5 млрд рублей, общий портфель заказов на сегодня — свыше 4 млрд. Среди заказчиков предприятия — "ФСК ЕЭС", "ЕвроСибЭнерго", "РусГидро", "Мосэнерго", "Сибур Ходдинг", "Ленэнерго".
СП с Siemens поставило турбины для ТЭЦ–20 "Мосэнерго" и Серовской ГРЭС, модернизирует оборудование Яйвинской ГРЭС.
ИЗ из–за заморозки большинства крупных проектов в нефтепереработке акцентировали внимание на атомной отрасли. Предприятие поставляет оборудование для Кольской, Ростовской, Нововоронежской, Билибинской и других АЭС. С 2013 года Ижорские заводы получили от концерна "Росэнергоатом" и его филиалов заказов на 1,4 млрд рублей. "Завод также переориентируется на заказы нефтегазовой тематики, газопереработки и химической промышленности", — сообщили на ИЗ.
Китай проигрывает
Энергокомпании предпочитают теперь закупать российское оборудование, а не китайское, хотя оно и дешевле на 20–30%. Некоторые даже отказываются от оборудования, в составе которого есть китайские компоненты. "Наличие китайских компонентов — это риск отказа оборудования. А каждый день простоя ГЭС несет огромные убытки. Использовать китайские комплектующие нам не позволяют наши японские соучредители", — поясняет директор по развитию и корпоративным связям СМТТ Константин Стафеев.
По этой причине владелец Красноярской ГЭС "ЕвроСибЭнерго" выбрал трансформаторы СМТТ. СМТТ также победило в конкурсе на поставку оборудования по заказу МРСК Центра и Приволжья, хотя на контракт претендовал лидер трансформаторного рынка РФ "Тольяттинский трансформатор".
В поисках инвестиций
Потенциал заказов у энергомашиностроения большой: к 2025 году в России исчерпают свой ресурс электростанции совокупной мощностью 50 ГВт, и их придется либо закрывать, либо модернизировать. Для этого нужно около 1 трлн рублей.
По оценке гендиректора СМ Романа Филиппова, 50% оборудования в российской энергетике старше 40 лет, еще 25% — старше 30 лет.
Но с привлечением инвестиций для модернизации могут возникнуть проблемы. Потребление электроэнергии почти не растет (с 2010 года увеличилось лишь на 10% вместо прогнозных 40%), поэтому окупаемость инвестиций под вопросом, говорит заместитель гендиректора по маркетингу и сбыту ООО "ИНТЕР РАО — Управление электрогенерацией" Александра Панина. Если совместно с государством не найти эффективный механизм финансирования таких проектов, энергокомпаниям будет выгоднее закрыть старые станции, а не обновлять их.
“
К сожалению, энергомашиностроение в РФ — это отверточное производство. Турбины собирают на российских предприятиях, но что это за сборка? С применением иностранных комплектующих. Ни горелки, ни лопатки у нас не выпускают, а это душа турбины. Тут будет так же, как в автопроме, где рынок труда был испорчен отверточной сборкой: крутить болты предприятия могут, а вот проектировщиков в России нет. Мы технологически не можем обеспечить себя средствами производства, чтобы создавать конкурентоспособный продукт. И зарубежные инвесторы нам свои технологии не отдадут.
Равиль Урусов
генеральный директор АО "Новая эра"
“
Производителям оборудования для энергетики не хватает заказов от государства. Если бы не "Газпром", от которого мы получаем 70–75% заказов, было бы трудно работать. В СССР производители не только полностью обеспечивали внутренние потребности, но и экспортировали свою продукцию — больше 50% оборудования продавали за границу. Тогда советские предприятия выпускали по 100 турбин в год, а сейчас — по 10. Разумеется, при таких объемах сложно говорить о конкурентоспособной цене, о развитии собственных технологий.
Тагир Нигматулин
президент АО "РЭП Холдинг"