В год столетнего юбилея революции наш обозреватель историк Лев Лурье напоминает о некоторых ее важных уроках и подзабытых страницах. В эти дни в 1917-м заключили союз два будущих лидера осеннего переворота — Владимир Ленин и Лев Троцкий, которые в предыдущие годы именовали друг друга отнюдь не комплиментарно.
У Октябрьской революции были два вождя — Ленин и Троцкий. Оба — тщеславные и харизматичные. К 1917 году их знакомству исполнилось 15 лет. Они поначалу принадлежали к одной партии — социал–демократам. После раскола Ленин возглавил большевиков, Троцкий оставался одним из главных теоретиков и публицистов меньшевизма. Оба были революционными знаменитостями: Ленин — видный теоретик и организатор. Троцкий — фактический руководитель Петербургского совета в 1905 году, дважды бежавший из сибирской ссылки.
После раскола социал–демократов они стали врагами и постоянно печатно друг друга оскорбляли. Троцкий: "Для Ленина марксизм не метод научного исследования, налагающий большие теоретические обязательства, нет, это… половая тряпка, когда нужно затереть свои следы". Он дразнил Ильича бойким статистиком и неряшливым адвокатом, профессиональным эксплуататором всякой отсталости в русском рабочем движении. Ленин называл Троцкого Балалайкиным и Иудушкой. "Троцкий всегда равен себе — виляет, жульничает, позирует".
Позиции двух будущих вождей Октября сблизила Первая мировая война. Оба считали, что единственной возможностью ее закончить будет мировая революция: ведь у пролетариата теперь есть в руках оружие. Ленин принял и придуманную Троцким еще в 1905 году идею "перманентной революции": пусть Россия, крестьянская страна, еще не готова для социализма, но она — часть Европы, которая для социализма созрела. Русская революция не ограничится свержением самодержавия и обретением демократических свобод — она должна стать социальной и дать пример всей Европе.
Обоих не хотели пропускать в Россию ее союзники, страны Антанты. Ленин благодаря деньгам немецкого генштаба проехал через Германию и Швецию. Троцкого выслали из Франции в США, потом задерживали в Англии. Он вернулся в Россию на месяц позже Ленина — 5 мая.
Уже 10 мая Ленин предложил Троцкому вступить в большевистскую партию, сулил членство в ЦК и редколлегии "Правды". Ильич не ставил никаких условий, не просил Троцкого отречься от прошлого, не упоминал о былых противоречиях. Для него не было человеческих отношений вне политической целесообразности. Вчерашний враг, если нужно, становился ближайшим другом. А друг — смертельным врагом.
Вождь большевиков понимал: они с Львом Давыдовичем гениально дополняют друг друга. Ленин — прекрасно разбиравшийся в людях циник, умевший вызывать в однопартийцах единодушное обожание. Скорее кабинетный работник, осторожный, не склонный к риску. Плохой оратор и журналист, организатор по преимуществу.
Троцкий — лицедей. Бескомпромиссный, властный, отважный. Мастер красиво сказанной фразы. Великолепный оратор. Человек, не боящийся принимать решения единолично. Властный, надменный и потому нелюбимый партийными "середняками". Не очень интересующийся человеческими отношениями, слабый в политической интриге.
Еще не став большевиком (он станет членом партии в августе), Троцкий начал приносить ленинцам огромную пользу. Тогдашняя агитация была в основном устной, способ политического просвещения — митинг. Микрофонов в 1917 году не было. Нужны были луженая глотка, пафос, умение вызвать ненависть к классовому врагу. Две главные площадки Троцкого — цирк "Модерн" (он располагался рядом с Соборной мечетью) и Якорная площадь в Кронштадте. На Троцкого ходили как на Шаляпина, его встречали и провожали овациями.
Когда в начале июля большевики попытались взять власть и потерпели поражение, Ленин и Зиновьев бежали в Разлив, а Троцкий оказался в Крестах. А когда в августе его освободили, он фактически возглавил большевистскую партию: Ленин прятался в Финляндии. Троцкий становится председателем Петроградского совета, создает Военно–революционный комитет, руководит Октябрьским переворотом. Поздно вечером 25 октября вернувшийся в Петроград Ленин приехал на готовое: Временное правительство арестовано, власть у большевиков и их союзников.
Под утро в гимнастическом зале Смольного жены постелили на соседних матах постели двум новым хозяевам России — Ленину и Троцкому. Председатель Совнаркома все не мог уснуть и спрашивал смертельно уставшего наркома иностранных дел, как он думает, продержится ли новое правительство, скажем, неделю.
Возглавлявший в Гражданскую войну Красную армию Троцкий оказался совершенно беспомощен политически после смерти Ленина. Сталин и его тогдашние союзники Зиновьев и Каменев тут же низвергли его.
Последний посол Великобритании в императорской России Джордж Бьюкенен писал: "Большевики составляли компактное меньшинство решительных людей, которые знали, чего они хотели и как этого достигнуть. Как ни велико мое отвращение к их террористическим методам и как ни оплакиваю я разрушение и нищету, в которую они ввергли свою страну, однако я охотно соглашаюсь с тем, что и Ленин и Троцкий — необыкновенные люди. Единственные два действительно сильных человека, которых Россия создала в течение войны, были предназначены для того, чтобы довершить ее разорение". В мае 1917 года Ленин показал настоящий класс хедхантинга.