00:0513 мая 201700:05
721просмотров
00:0513 мая 2017
В 2010 году в Москве и на Рублевке появились огромные билборды с фотографией Дэвида Бекхэма и подписью: "Мы отказались от него. ФК "Жемчужина–Сочи". Таким способом бизнесмен Дмитрий Якушев решил привлечь внимание к своему клубу. Тренером команды был назначен Станислав Черчесов, да–да, нынешний тренер сборной. Были приглашены игроки, способные вывести команду в Премьер–лигу. Но через несколько месяцев этот пузырь лопнул. Уже летом команда снялась с турнира первого дивизиона. Скоро Олимпийские игры, будет построен новый стадион "Фишт", население города 400 тыс., солнце, море, гостиницы, курорт. А клуб — банкрот.
На широте Сочи находится княжество Монако. Футбольный клуб "Монако" вышел в полуфинал Лиги чемпионов и, если не случится какой–то невероятной катастрофы, выиграет чемпионат Франции. Кроме того, это невероятно успешный с деловой точки зрения клуб — в позапрошлом году игроков продали на 200 млн евро (а за год до этого рекорда был продан в "Реал" Хамес Родригес за 75 млн евро). И владеет клубом тоже российский бизнесмен — Дмитрий Рыболовлев. Вот только начал Рыболовлев не с амбициозной PR–кампании "отказа от Бекхэма", а с выстраивания структуры клуба. И здесь главным действующим лицом стал Вадим Васильев, бывший дипломат и бизнесмен. Васильев пришел в "Монако" на пост спортивного директора в 2013 году, и после его прихода команда из второго дивизиона пробилась в первый. Васильев был повышен до должности вице–президента и генерального директора. Именно он стал проводить новую политику клуба. Но как можно выстроить успешную бизнес–модель в городе, в котором постоянно живет 8 тыс. человек? В 50 раз меньше, чем в Сочи. Привлечение перспективных молодых игроков, удачная селекция, выгодные продажи.
С 2013 года четыре сезона чемпионат Франции выигрывал столичный клуб "Пари Сен–Жермен" (ПСЖ), который выкупили арабские шейхи. ПСЖ сразу стал одним из самых богатых клубов мира, и денег на покупку мировых звезд там не считали. В ПСЖ успел поиграть и тот самый Бекхэм, от которого так дальновидно отказалась сочинская "Жемчужина". В прошлом году отрыв чемпионов от занявшего второе место "Лиона" составил 31 очко. ПСЖ забил 102 года, а пропустил 19. Но "Монако" удалось уничтожить эту доминацию парижского богатея во французском чемпионате. Более того, клуб не намерен продавать своих юных звезд, по крайнем мере в течение ближайшего года. "На данный момент ни один игрок не заявил мне о своем желании уйти", — уверенно заявляет Васильев, хотя спортивные СМИ наперебой пишут об интересе к вундеркинду Кильяну Мбаппе со стороны "Манчестера Сити", "Манчестера Юнайтед", "Челси", "Реала", "Интера" и ПСЖ. "Манчестер Юнайтед" якобы предлагал за него 110 млн евро, а ведь этот скромный 18–летний парень живет в клубном общежитии, у него нет водительских прав, и машины, чтобы ездить по встречной полосе у него нет, шампанское в Монте–Карло он не пьет. В "Монако" верят, что он станет лучшим игроком в мире. За Бернарду Силву "Челси" готов выложить 80 млн евро. Неплохой бизнес у Рыболовлева получился.
Без продаж, конечно, обойтись не удастся, ведь идеология клуба подразумевает периодическое обновление состава. Вложение в молодых — это не просто покупка и подготовка юных талантов, но и возможность для них проявить себя в основном составе. "Сегодня с экономической точки зрения нам вообще не нужно продавать игроков, но есть реалии, которые заключаются в том, что если предложение делает один из топовых клубов, куда игрок стремится уйти, то, безусловно, ему трудно отказать", — делится Вадим Васильев.
Стадион команды "Луи II" вмещает 18 500 зрителей, а постоянных жителей — всего 8 тыс. Так что увеличивать арену не имеет никакого смысла. Да, есть еще около 30 тыс. богачей, у которых здесь есть недвижимость, но они не живут в княжестве постоянно. В нескольких километрах севернее — Италия, но там болеют за "Ювентус" и "Милан". Если по побережью чуть южнее — там болельщики "Ниццы" и "Марселя". Так что главный бизнес клуба — поиск, воспитание и продажа молодых талантов. На смену которым скауты клуба уже ищут новых, которые при должном усердии обязательно получат шанс выйти на поле в основе. Сейчас в лучших европейских чемпионатах играют около 60 футболистов, прошедших академию "Монако", из них больше 20 — в топ–клубах. Та же модель, что у "Аякса", например, вот только у амстердамского клуба есть возможность набирать в свою школу совсем маленьких детей, а у "Монако" такой возможности нет: в княжестве если дети и есть, то это дети миллионеров.
Так что приходится за талантами охотиться и приглашать перспективных подростков (и, например, как Мгаппе — с родителями) в академию "Монако". И тут мы находим главное конкурентное преимущество. Менеджер "Монако" объясняет: "В Монако практически отсутствует подоходный налог, в то время как во Франции он равен 50%, и поэтому иностранные игроки, исключая собственно французов, обходятся нам дешевле. Заключив контракт с иностранцем и положив ему зарплату, допустим, в миллион евро в год, мы этот миллион и платим. А во Франции, чтобы футболист получил миллион чистыми, клубу необходимо заплатить полтора".
Остальные доходы как у всех — от спонсорских контрактов, от доли в продаже телевизионных прав (во Франции главная лига зарабатывает на этом 760 млн евро). Были, конечно, и инвестиции со стороны Рыболовлева, но только в первые годы после покупки клуба.