На стадионе на Крестовском острове в эксплуатацию введены только 10 из 60 инженерных систем. Проведение мероприятий в не сданном в эксплуатацию здании чиновники объясняют тем, что стадион получил паспорт безопасности.
Только одна шестая всех инженерных систем стадиона на Крестовском острове на сегодня введена в эксплуатацию. Судя по заключению Ростехнадзора (есть в распоряжении "ДП"), ввод в эксплуатацию, о котором еще в декабре 2016 года рапортовали вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, губернатор Георгий Полтавченко и заместитель председателя правительства России Виталий Мутко, коснулся лишь небольшой части арены. Из 60 систем стадиона сданы только 10, а еще 50 до сих пор не введены.
Градостроительный кодекс прямо указывает, что сдать объект в эксплуатацию можно только при условии, что стройка завершена в полном объеме. Но в данном случае Комитет по строительству Петербурга нашел лазейку и действовал буквально: разбил строительство на этапы и ввел в эксплуатацию результаты первого этапа работ — "футбольный стадион", следует из акта ввода (есть в распоряжении "ДП"). В результате было установлено, что проектной документации соответствует игровая зона с полем, трибуны, крыша стадиона с несущими пилонами и вантами, а также системы электро- и водоснабжения, отопления и освещения. Ростехнадзор и госстройнадзор подтвердили введение в эксплуатацию. Из систем безопасности на сегодня введены в эксплуатацию только системы пожаротушения.
Как пояснили в комитете по строительству, возведение стадиона проходит в два этапа. "На первом этапе велось непосредственно строительство объекта. На втором этапе строительства реализуются проектные решения с учетом требований федеральных силовых ведомств (система контроля и управления доступом, система охранной сигнализации, система речевого оповещения и абонентского радиовещания, платежно-пропускная система и система фотоидентификации) и адаптации объекта к требованиям FIFA", — заявили в комитете.
Иными словами, именно в рамках второго этапа вводится большая часть систем, обеспечивающих безопасное проведение массовых мероприятий. Сейчас, как заверили в ведомстве, Ростехнадзор проводит итоговую проверку объекта по итогам второго этапа строительства. В самом Ростехнадзоре за неделю так и не ответили запрос "ДП" о ходе проверки и дате ее окончания.
Между тем на арене уже прошли три мероприятия, собравшие более 30 тыс. человек: праздничный рок-концерт в феврале, футбольный матч "Зенит" — "Урал" в апреле и матч "Зенит" — "Терек" в мае. Считается, что без ввода в эксплуатацию использовать объект небезопасно. Но в комитете по строительству заявили, что на стадион был получен паспорт безопасности — документ, подтверждающий, что объект соответствует требованиям безопасности и риски возникновения чрезвычайных ситуаций на нем минимальны.
Мнения экспертов о том, можно ли считать эксплуатацию стадиона безопасной без документа о вводе в эксплуатацию, расходятся. Так, шеф-аналитик ГК "ТелеТрейд" по строительному сектору Петр Пушкарев считает, что если объект получил паспорт безопасности, то он вполне подходит для проведения матчей российского уровня или концертов. Однако требования безопасности для матчей под эгидой FIFA выше и доработки оставшихся систем связаны с необходимостью соответствовать уже повышенным стандартам.
"Проект всего стадиона переделывался, и не раз, а по ходу — очевидно, из-за злоупотреблений или ошибок первого подрядчика — были сорваны сроки строительства, которые сменившемуся подрядчику затем пришлось в спешке наверстывать", — говорит аналитик.
Собеседник "ДП" на строительном рынке подтвердил, что в декабре в эксплуатацию была сдана меньшая часть всех инженерных систем. "Сопутствующие инженерные системы, без которых, впрочем, тоже объект не может нормально функционировать, еще не сдавались. Я сейчас даже не буду говорить про зеленое поле: технические системы, которые задвигали и выдвигали поле, обеспечивали его орошение, обеспечивали необходимую влажность и температурный режим — они тоже не принимались в декабре", — отметил собеседник.
Пример стадиона на Крестовском острове как арены, которая эксплуатируется, хотя и постоянно достраивается, не уникален. Домашняя арена футбольного клуба "Боруссия" "Сигнал Идуна Парк" перестраивалась неоднократно, но это позволило с начала 1990-х увеличить вместимость стадиона с 50 тыс. человек до 80 тыс.
Интересно, что этот стадион также в 2012-2013 годах сталкивался с проблемами с полем: только если трава на Крестовском стадионе не приживается, то на базе "Боруссии" она была слишком сырой. В Петербурге на состояние поля жаловался главный тренер "Зенита" Мирча Луческу. Он попросил руководство клуба перенести предстоящую игру "Зенита" с "Краснодаром" с Крестовского на стадион "Петровский". В клубе идею Луческу поддержали.
Возведение стадиона на Крестовском острове началось в 2007 году. Стоимость долгостроя повышалась несколько раз и в итоге составляет от 42 млрд до 48 млрд рублей, по разным оценкам. Оценка зависит, в основном, от того, включаются ли в общую стоимость работ те деньги, которые Смольный выделил дополнительно, но в будущем планирует взыскать с экс-генподрядчика, компании "Трансстрой". После него завершает стройку "Метрострой".