A глядя на афишу ТЮЗовского международного театрального фестиваля "Радуга", испытываешь давно забытое, восхитительное чувство: как будто у нас все–все хорошо! И государство заботливо поддерживает весь что ни на есть актуальный, вызывающий и самокритичный театр, нисколько не вспоминая о госзаказе, традиционных скрепах и прочих издержках патриотического воспитания. И прибалтийским друзьям лишь в страшном сне могли привидеться бойкоты русской сцены. И французские мэтры политического театра бегут к нам с распростертыми объятиями, забыв о недоразумениях (назовем их так) в большой политике. Турки выступают, словно и не было запрета на всякое культурное и бытовое взаимодействие с ними всего–то год назад. Да и рубль, сам рубль как будто никогда не падал вдвое, и финансировать гастроли крупных театральных трупп с Запада и Востока не просто возможно, а изумительно легко.
В общем, программа XVIII фестиваля "Радуга" явилась к нам как чудо из параллельной вселенной, и к этому чуду совершенно необходимо припасть. Начать следует с самого начала: фестиваль откроется 30 мая постановкой директора Авиньонского фестиваля Оливье Пи "Эсхил. Прометей прикованный. Просительницы". Бескомпромиссный политтеатрал, которому ничего не стоит высмеять на сцене Саркози и Миттерана, вылетев за это из кресла директора "Одеона", не добавил ни строчки к древнему греку. На премьере в Авиньоне прошлым летом три артиста в академическом черном несколько часов расхаживали по узкому подиуму посреди собора (разумеется, никаких декораций и реквизита) и толковали вроде бы о своем античном, но на деле — о мизогинии, ксенофобии, "уроках восстания", проблемах демократии и о том, что закон еще не панацея.
Ответным ходом на тему ксенофобии 4 июня станет спектакль–репортаж латвийского D@Elit_ed theatre "Квота на жизнь". Режиссер Галина Полищук, уже бывавшая на "Радуге" со спектаклем о "Фейсбуке", взялась за новое документальное полотно, посмотрев теледебаты о нашествии беженцев между Ангелой Меркель и венгерским вице–премьером Виктором Орбаном. Дуэт артистов на Малой сцене ТЮЗа должен решить, что победит в Европе — инстинкт самосохранения или гуманизм.
Еще одна хорошая фестивальная рифма — собственный ТЮЗовский спектакль Дмитрия Волкострелова "Розенкранц и Гильденстерн" о двух второстепенных персонажах, затерянных в советских 1980–х (3 июня), и "Оркестр Титаник" Липецкого театра драмы по пьесе Христо Бойчева, в котором забытые всеми обитатели заброшенной станции уезжают в никуда вслед за иллюзионистом Гарри Гудини (2 июня). Ну а полное забытье, распад реальности и путешествие между жизнью и смертью случатся в волшебной синтетической постановке "Отель у реки. Горизонтальное время Джакометти" (31 мая). Для моноспектакля о творениях (отнюдь не жизни) знаменитого швейцарского художника–сюрреалиста понадобилось сразу три театра из Германии, Франции и Швейцарии, а также драма, куклы, кино и музыка.
Никак нельзя пропустить классические опусы двух новейших российских грандов — Тимофея Кулябина с его вечным шлейфом "Тангейзер–гейта" и Кирилла Серебренникова, чья следственно–сыскная драма разгорелась с такой опасной силой, что стоит скрестить пальцы: как бы гастроли "Гоголь–центра" не сорвались в последнюю минуту. "Три сестры" Кулябина, в которых новосибирский театр "Красный факел" изъясняется языком глухонемых, прямо–таки гремели на "Золотой маске", "Территории" и далее везде. 2 июня наконец–то настанет наша очередь.
А 3 июня на сцене театра "Балтийский дом" запоет–заголосит "Гоголь–центр": в спектакле Серебренникова "Кому на Руси жить хорошо" хрестоматийная поэма Некрасова без малейшего актуализаторского усилия превращается в хрестоматию по архетипическому русскому бессознательному — от кокошников до ватников, от очкариков с Болотной до родины–матери.
Нельзя не повидать и прибалтийских друзей, навещающих нас несмотря ни на что: Йонаса Вайткуса с "Королем Лиром" (31 мая), Оскараса Коршуноваса с брехтовской "Свадьбой" (3 июня), или Лембита Петерсона и таллинскую студию Theatrum со своей версией "Пьяных" Вырыпаева (4 июня). Нельзя не посмотреть черную комедию по "Запискам из подполья" Достоевского прямиком из Анкары (1 июня). Не стоит игнорировать новейшую "Грозу" Театра им. Вахтангова (1 июня), золотомасочный "Корабль дураков" из Новокуйбышевска (5 июня) или дипломную работу Театральной школы Олега Табакова "Мертвые души" (31 мая).
Но совсем никак нельзя не прийти в ТЮЗ 5 июня. Даниэле Финци Паска превращает в нежную, смешную, пронзительную до детских мурашек поэзию все, чего ни коснется, хоть "Аиду" в Мариинском театре, хоть олимпийское шоу в Турине. Его спектакль "Белое на белом", этот скромный дуэт для бразильской актрисы и голландского клоуна на фоне звездного неба из лампочек — чистейший образец "театра ласки" (как Финци Паска называет свой немудрящий, но мудрый стиль).
Умыться счастливыми слезами и умереть — лучшего финала нынешней чудесной "Радуги" и выдумать нельзя.