Анастасия Тузова, президент ГК E3 Group, рассказала о потенциале российского инвестиционного рынка, перспективах сегмента загородной недвижимости, и как взаимодействие направлений в ГК E3 Group позволяет справляться с рисками.
Как на рынке появилась ГК E3 Group?
Идею о создании собственной инвестиционно-строительной компании мы разрабатывали долго.
Мы изучали, как работают механизмы инвестиций в недвижимость в крупных мегаполисах мира, анализировали опыт зарубежных коллег, рассматривали, что можно внедрить на российском рынке, и как это будет работать.
В итоге в 2014 году собрали профессиональную команду, каждый участник которой за плечами имел более чем 10-летний опыт работы в недвижимости, и основали E3 Group. Поначалу планировали развиваться по трем направлениям: инвестиции, продажи и строительство. Но амбиции и перспективные идеи не дают останавливаться на достигнутом, поэтому сегодня E3 Group насчитывает 8 направлений. Из недавних — Е3 International и ЗПИФ.
В 2017 году мы заключили партнерские отношения с крупнейшими застройщиками ОАЭ – DAMAC Properties, AZIZI Developments, Omniyat. Это позволяет нашим клиентам инвестировать средства в жилую и коммерческую недвижимость Дубая в разных ценовых сегментах. При этом мы продолжаем расширять пул наших надежных партнеров, ведем переговоры с зарубежными девелоперами.
А запуск закрытого инвестиционного фонда в недвижимости открывает для клиентов возможность получения прибыли при реализации проектов в сфере строительства и управления объектами. Вход в проект для инвесторов — от 100 тысяч рублей.
Как сегодня себя чувствует рынок частных инвестиций в недвижимость?
Рынок восстанавливается после кризиса. Если в 2013-2014 годах частные инвесторы скупали квартиры в новых спальных районах на ранних этапах стройки, чтобы в последствии их перепродать или сдать в аренду, то сегодня эта ниша не столь привлекательна. Более перспективно стал выглядеть сегмент стрит-ритейла в спальниках. Встройка — это единственная возможность развить коммерческую инфраструктуру, например, в Мурино, Шушарах и других новых районах. Торговые комплексы там строить пока рано, но спрос на товары и услуги формируется регулярно за счет жителей, число которых только растет. Еще один привлекательный сегмент — апартаменты. Он может приносить доходность до 10-11% годовых. Конкуренция в этом сегменте пока невысока.
К сожалению, одним из явных стоп-факторов развития сегмента частных инвестиций служит низкая финансовая грамотность населения. Опыт 90-х годов вызывает у населения недоверие к инвестиционному рынку. Выводя на рынок E3 Investment, мы столкнулись и с этой проблемой. Но поставили перед собой цель обучения людей. Предлагая наши услуги, мы стремимся максимально подробно рассказывать о них, открыты для любых диалогов.
Еще многих инвесторов отпугнула экономическая нестабильность, которая не дает возможности долгосрочного прогнозирования поведения рынка. Инвесторы боятся возможных рисков.
Как избежать рисков?
Многое зависит от надежности компании. В первую очередь важны активы компании, во вторую — надежность проектов, в третью — возможности, чем больше направлений развивает компания на разных рынках, тем выше устойчивость к экономическим и финансовым потрясениям. Мы работаем в таком формате. Помимо инвестиционных продуктов на российском рынке предлагаем клиентам инвестировать в один из самых перспективных рынков — в коммерческую и жилую недвижимость Дубая.
С другой стороны, мы подкрепляем наш бизнес и собственными девелоперскими проектами. В прошлом году мы вывели на рынок концепцию коттеджных поселков EcoLife, реализуем проекты комплексного освоения.
Почему вы решили осваивать территории за городом?
Анализируя спрос, мы заметили, что многие клиенты хотят иметь собственный загородный дом, но репутация рынка загородной недвижимости, которая сформировалась за долгие годы, их отпугивает. Слишком часто муссируются истории о недобросовестных застройщиках, обмане подрядчиков, проблемах с оформлением земель. На сегодняшний день на рынке Петербурга более 400 коттеджных поселков в продаже, но большая часть их низ — это земельные массивы, поделенные на земельные участки без статуса.
Спрос на качественный продукт высок, а предложение весьма ограничено, особенно в низком ценовом сегменте. Понимая эти тонкости, мы разработали концепцию EcoLife, которая объединяет в себе основные критерии запросов: коттедж «под ключ» с подведенными коммуникациями, мебелировкой и техникой, оформленным участком, благоустроенной территорией поселка, в окружении природы, с близостью к основным транспортным магистралям и населенным пунктам, где развита социальная инфраструктура. Мы также позаботились и о том, чтобы оформить все коттеджи в собственность. «Пилотный» проект — коттеджный поселок комфорт-класса «EcoLife в Чудово» — мы реализуем Новгородской области. Мы создали условия, при которых утром можно за 2 млн купить коттедж, а вечером уже в него заехать. Второй проект — коттеджный поселок «EcoLife на Заливе» начали строить в Выборгском районе неподалеку от Финского залива. В общей же сложности земельный банк компании насчитывает порядка 200 га в Ленинградской области, в будущем мы будем его только пополнять, реализуя новые проекты.
e3_group, e3_investment, e3group, e3investment, EcoLife, коттеджный_поселок, EcoLife_на_Заливе, EcoLife_в_Чудово