Мяса и овощей станет больше

Самые крупные инвестиции в АПК Ленобласти вкладывают компании, которые займутся разведением кроликов, индейки и выращиванием овощей и грибов. Общая сумма инвестиций в заявленные проекты составляет более 32 млрд рублей.

По мнению гендиректора аналитической компании "Агриконсалт" Андрея Голохвастова, наиболее перспективными для инвестирования являются отрасли, где и реализуются новые крупные проекты. "Хороший потенциал в сегменте тепличных овощей, рыбы. В небольших объемах может развиваться производство сыра, а также яблок", — считает эксперт.
На сегодня наиболее масштабными являются проекты в сфере выращивания тепличных овощей. В прошлом году агрохолдинг "ЭКО–Культура" объявил о планах построить в Пикалево тепличный комплекс по выращиванию огурцов и томатов за 20 млрд рублей. "ЭКО–Культура" владеет двумя тепличными комбинатами в Ставропольском крае и производит 18,7 тыс. т овощей в год.
Кроме того, областной тепличный комплекс "Выборжец" вкладывает в свое развитие 5,2 млрд рублей. В том числе компания построит за 3 млрд рублей комплекс по выращиванию 10 т шампиньонов в год.
Пока основным производителем шампиньонов в СЗФО является ЗАО "Приневское" (более 1,5 тыс. т в год). Некоторые участники рынка считают, что, если "Выборжец" запустит производство грибов на полную мощность, на рынке возникнет избыток этой продукции. Ведь сейчас потребление шампиньонов в Петербурге составляет 2 тыс. т в год.
Кроме того, "Выборжец" вкладывает 2,2 млрд рублей в увеличение объемов производства томатов, огурцов и салата. Сейчас компания выращивает ежегодно 18,5 т огурцов и томатов, а также 14 млн упаковок салата.
Всего в прошлом году в Ленобласти выращено более 35 тыс. т овощей в теплицах. Крупные производители — компании "Круглый год", "Молодежный", "Выборжец". Емкость рынка тепличных овощей в СЗФО — 190 тыс. т в год. Доля продукции местных теплиц — всего 33%, еще 12–15% — продукция из других регионов, остальное — импорт. По оценке Тамары Решетниковой, руководителя компании "Технологии Роста", российский рынок близок к насыщению по огурцам; по томатам полное импортозамещение может произойти к 2020 году.

Увеличение мощностей

Крупные проекты также реализуются в птицеводстве. В прошлом году владелец проектной компании "Росинжиниринг" Дмитрий Новиков и совладелец девелоперской компании "Форт Групп" Борис Пайкин приобрели ООО "Труд", которое выращивает индейку в Лужском районе. Они вложат в модернизацию фермы 5 млрд рублей. Предполагается увеличить мощности фабрики до 10 тыс. т, а затем до 40 тыс. т мяса индейки в год к 2020 году. За прошлый год "Труд" произвел 5 тыс. т мяса против 1 тыс. т в 2015 году. Другой крупный производитель в Ленобласти, компания "Конкорд" увеличит выпуск продукции вдвое, с 3 до 6 тыс. т, в течение ближайших 3 лет.
По словам эксперта агентства "ИМИТ" Любови Бурдиенко, емкость рынка мяса индейки в России составила 253,5 тыс. т. В последние 2 года потребление мяса индейки растет, и при реализации всех заявленных в России инвестпроектов в этом секторе потребление мяса индейки к 2020 году может составить 570 тыс. т. Тогда производителям нужно будет заниматься также экспортом продукции, говорит Любовь Бурдиенко.

Добавят кроликов

Еще два крупных проекта реализуются в сфере кролиководства. Более 2 млрд рублей вкладывает агроходинг "АФГ "Националь" Дмитрия Аржанова в строительство кроличьей фермы в Лужском районе. Объем производства — 2,4 тыс. т мяса в год.
Второй проект реализует петербургское ООО "АПК "Веста". Компания строит в Волосовском районе ферму мощностью 5 тыс. т мяса в год и вложит в первую очередь 1 млрд рублей.
Совокупная мощность новых ферм составит 7,4 тыс. т в год, что покроет половину потребности россиян в этом продукте. В прошлом году в России было произведено более 18 тыс. т мяса кролика. Крупнейшие производители мяса — компании из Татарстана и Центральной России.
В ближайшие годы емкость рынка может вырасти как минимум в 3 раза с связи с интересом россиян к здоровому питанию и растущим числом аллергиков. Однако не все эксперты столь оптимистичны. Например, аналитик ИКАР Даниил Хотько считает, что мясо кролика останется нишевым продуктом и не сможет конкурировать с традиционными видами мяса, даже индейкой.