Смольный взыскал с концессионера ЗСД более 1 млрд рублей за срыв сроков строительства трассы

Генеральный директор АО "ЗСД" Игорь Лукьянов

Концессионер Западного скоростного диаметра, ООО "Магистраль Северной столицы", выплатил более миллиарда рублей штрафа за срыв сроков строительства центрального участка трассы. Впрочем, большую часть этой суммы компенсирует дополнительная субсидия, которую для МСС недавно выделили из бюджета.

Концессионер Западного скоростного диаметра (ЗСД) "Магистраль Северной столицы" (МСС) выплатил более 1 млрд рублей неустойки за срыв сроков строительства центрального участка трассы. Деньги поступили на счет АО "ЗСД" — компании, которая представляет интересы Смольного в проекте строительства платной трассы и на 100% принадлежит городу в лице комитета имущественных отношений. Данные о миллиардном штрафе отражены в бухгалтерской отчетности АО "ЗСД" и пояснениях к этому документу. Поступление денег на счет АО "ЗСД" подтвердили и в комитете финансов.
Миллиардная неустойка была выписана в конце 2016 года. При этом стороны старались не афишировать ее наличие. Это можно объяснить тем, что вскоре после взыскания неустойки город фактически компенсировал концессионеру убытки: сумма, выделяемая для МСС в 2017 году из бюджета, увеличилась с 4,6 млрд до 5,2 млрд рублей. Учитывая, что треть стоимости строительства трассы тоже оплачивались из бюджета — 77 млрд из 211 млрд рублей, — депутаты Законодательного собрания выступают резко против дополнительного финансирования проекта. 
Между тем бюджетные вложения в ЗСД этим не ограничиваются. В 2017 году из бюджета также выделяют 2,2 млрд рублей на обслуживание облигационного займа смольнинского АО "ЗСД". К слову, в бухгалтерской отчетности АО можно обнаружить немало интересных фактов о том, как компания расходует свои деньги.

Строили, строили и наконец построили

Миллиардную неустойку концессионеру насчитали из расчета 16,6 млн рублей за каждые сутки просрочки в строительстве центрального участка ЗСД, говорится в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу АО "ЗСД". Так, МСС должны были построить центральный участок в период с 1 марта 2013 года до 1 сентября 2016 года. Разрешение на ввод участка в эксплуатацию датировано не 1 сентября, а 29 ноября (по данным портала Госстройнадзора). Таким образом, просрочка составила почти 3 месяца, а штраф превысил 1 млрд рублей.
Напомним, официальное открытие участка состоялось в начале декабря: сначала красную ленточку перерезал Владимир Путин, а через несколько дней ночью по трассе запустили движение.
Россия. Санкт-Петербург. Центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). Первые часы работы.
Автор: Ваганов Антон
Неустойка была бы в разы выше и достигала 6-7 млрд рублей, если бы чиновники отталкивались от изначально запланированных сроков сдачи центрального участка ЗСД. Сначала губернатор Валентина Матвиенко обещала достроить участок в 2015 году, затем вице-губернатор Марат Оганесян гарантировал, что транзитное движение по трассе запустят весной 2016 года, затем министр транспорта Максим Соколов заявлял, что объект сдадут в середине 2016 года, а позже вице-губернатор Игорь Албин называл сентябрь 2016 года датой открытия трассы.
Более того, в далеком 2011 году, когда Смольный выбирал концессионера для строительства центрального участка, победу МСС принесло в основном именно оптимистичное обещание провести работы в кратчайшие сроки, за 3 года. Главным соперником МСС тогда был консорциум "БКК Магистраль", в который входило 10 компаний, в том числе "Терра Нова" Виталия Южилина и "Сбербанк Инвестиции". "БКК Магистраль" предлагали построить участок за 4 года, что и стало причиной их поражения. При этом участники проигравшего консорциума указывали на то, что уложиться в заявленный трехлетний срок невозможно.
Несмотря на масштабные бюджетные вливания в ЗСД, концессионное соглашение и допсоглашения к нему скрыты. Собеседники "ДП", знакомые с ходом строительства ЗСД, рассказывают, что переносы сроков оформлялись в виде стандартных дополнительных договоров к контракту между смольнинским АО "ЗСД" и концессионным ООО "МСС". При этом стороны признавали, что сроки сдвинулись не по вине МСС, а в силу объективных причин. Например, одной из таких причин признали корректировку федерального законодательства: изменились требования к тому, на каком расстоянии от трасс должны пролегать трубопроводы, и некоторые трубы вблизи ЗСД пришлось прекладывать.  
В результате сроком сдачи центрального участка назначили 1 сентября 2016 года, следует из бухотчетности АО "ЗСД", так что отсчет неустойки шел именно с этого числа.
В комитете по инвестициям, который курирует строительство ЗСД, заявили, что не могут комментировать отчетность АО "ЗСД". Пресс-секретарь самого АО заявила "ДП", что не понимает вопрос о том, была ли выплачена компании миллиардная неустойка, и поэтому не сможет на него ответить. В МСС не стали комментировать неустойку, тоже объяснив это тем, что не могут обсуждать бухотчетность АО "ЗСД".  

Щедрые компенсации и откуда они берутся

Масштабная польза ЗСД для городского движения и комфорт, который трасса обеспечивает водителям, очевидны. Тем не менее доходы концессионера пока далеки от идеала. В год они должны составлять минимум 9,6 млрд рублей, но пока что доходность трассы далека от этого показателя.
Вероятно, доходы от трассы невелики, поскольку трафик по ней оказался ниже ожидаемого. Так, по сообщениям самого МСС, после открытия центрального участка в декабре он составлял до 240 тыс. автомобилей, но упал на 10% после ввода платности на этом участке. Тогда стоимость проезда по всему ЗСД увеличилась со 180 до 300 рублей.
Недостающие деньги, по условиям концессионного соглашения, компенсируются за счет городского бюджета. Депутаты Законодательного собрания выступали против компенсаций, а депутат от "Справедливой России" Алексей Ковалев даже жаловался в Генпрокуратуру. Но успехом его обращения не увенчались. Напротив, компенсация для МСС была увеличена с 4,6 млрд рублей до 5,2 млрд рублей, несмотря на кризисные времена.
В деловых кругах успешность МСС и лояльность Смольного в субсидировании ЗСД связывают с таинственным бенефициаром кипрского офшора, входящего в консорциум. Поясним, в 2011 году МСС была основана Банком ВТБ, Газпромбанком, итальянской Astaldi, турецкими Mega Yapi и IC, а также кипрским офшором GPB Infrastructure. В отличие от всех остальных участников консорциума, происхождение офшора оставалось неясным.
В конце 2016 года, в день открытия центрального участка, состав владельцев МСС изменился. По данным ЕГРЮЛ, теперь у компании три собственника. Теперь 50% принадлежит входящей в структуру ВТБ компании "ИИ Холдинг", еще 41,5% — "дочке" Газпромбанка, компании "М Строй Эксперт", а оставшиеся 8,5% — кипрскому офшору Blognot Limited, за которым стоит сотрудник кипрской компании — налогового консультанта BDO Ltd Роис Потамитис, отвечающий за работу с клиентами из России, Украины, Словении и Румынии. Он также владеет офшором с долей 7,5% в "Воздушных воротах Северной столицы", управляющих петербургским аэропортом Пулково.
Роис Потаматис объективно мало похож на реального совладельца инфраструктурных проектов стоимостью в сотни миллиардов рублей. На рынке считается, что за ним стоит высокопоставленный федеральный чиновник из транспортной отрасли, что и обеспечивает проекту ЗСД стабильное бюджетное финансирование даже в самые сложные для российской экономики времена.

Дорогая наша магистраль

Впрочем, финансирование ЗСД не ограничивается компенсациями для МСС. В городской бюджет 2017 года также заложено 2,2 млрд рублей для смольнинского АО "ЗСД", сообщили "ДП" в комитете по финансам. Учитывая, что обслуживанием трассы занимается, в основном, концессионер МСС, сумма выглядит более чем внушительной. Но в Смольном поясняют, что на эти деньги будут обслуживаться облигационные займы акционерного общества.
Помимо данных об облигационных займах, в пояснительной записке к бухотчетности смольнинского АО "ЗСД" можно обнаружить немало интересной информации о ЗСД. Например, в записке по итогам 2016 года говорится, что общая сумма дебиторской задолженности АО "ЗСД" (деньги, которые компания должна получить от своих партнеров и контрагентов) составила 8,2 млрд рублей. Из них 1,4 млрд рублей были неустойкой, выписанной концессионеру, то есть компании МСС, "за недочеты в организации процесса сбора платы". В отчетности I квартала 2017 года эта неустойка остается прежней — 1,4 млрд рублей.
Еще 6,7 млрд рублей из 8,2 млрд рублей дебиторской задолженности АО "ЗСД" приходились на "задолженность бюджета Петербурга по возврату НДС за III и IV кварталы 2016 года". Эта цифра по итогам I квартала 2017 года снизилась на 2,6 млрд рублей, то есть компенсация состоялась.
Из бухотчетности следует, что в АО трудятся 80 человек. Оплата труда сотрудников по итогам 2016 года составила 131,3 млн рублей, заработная плата генерального директора АО "ЗСД" Игоря Лукьянова — 1,8 млн рублей, а также 750 тыс. рублей "выплат стимулирующего характера" (в среднем 212 тыс. рублей в месяц).
Кроме того, из отчетности АО следует, что в 2016 году компания построила детский садик по адресу Канонерский остров, 21 А. Стоимость строительства составила 318 млн рублей, перечисленных подрядчику, ООО "СК "Ленстройэнерго". На конец 2016 года садик был построен на 60%. Судя по всему, при строительстве трассы снесли такой же садик неподалеку, и АО вынуждено было построить для него новое помещение.  
Также в бухотчетности АО "ЗСД" отражен размер банковских гарантий для ЗСД — 16 млрд рублей. На размещении временно свободных денег в банках в 2016 году общество заработало 753 млн рублей.
СПРАВКА
Центральный участок ЗСД был самым дорогостоящим. Его строительство обошлось в 128 млрд рублей, из которых бюджет выделял 51 млрд. Строительство других двух участков, южного и северного, велось за бюджетный счет полностью. Работы на северном участке обошлись в 36 млрд рублей, на южном — в 47 млрд.
Концессионное соглашение предполагает, что в течение первых 4 лет работы ЗСД, до 2019 года, Смольный будет компенсировать МСС недополученную прибыль из расчета, что в год трасса будет приносить не менее 9,6 млрд рублей. В 2016 году в бюджете города на компенсацию было заложено 4,1 млрд рублей, в 2017-м — 5,2 млрд рублей. Однако, если недостаток прибыли окажется больше, чем уже заложенные в бюджет суммы, городу тоже придется его выплатить.
В 2020 году ЗСД должен выйти на самоокупаемость. Планируется, что с этого момента концессионер начнет выплачивать в бюджет Петербурга 90% денег, собранных свыше 9,6 млрд рублей, а себе оставлять, соответственно, 10%. Таким образом, МСС будет управлять работой ЗСД до 2042 года. По оптимистичным планам, за этот период трасса должна принести в бюджет до 380 млрд рублей.