На открывающемся сегодня Петербургском международном экономическом форуме обсудят две стратегии развития РФ. Одна из них, представляемая Борисом Титовым, предполагает ускорение роста ВВП до 10% в год. А его оппонент Алексей Кудрин ожидает более медленного подъема.
Стратегия развития России станет одной из самых обсуждаемых тем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 2017 года. Свои предложения по социально–экономическому развитию России до 2025 года позавчера президенту РФ Владимиру Путину представили Борис Титов, бизнес–омбудсмен, возглавляющий экспертное сообщество Столыпинского клуба, и Алексей Кудрин, экс–министр финансов и глава Центра стратегических разработок (ЦСР).
Пока президент не определился, какой стратегии отдать предпочтение. Ни в одной из них нет четко обозначенных конкурентных преимуществ российской экономики и конкретного плана действий по достижению главной цели — ускорения экономического роста страны (по версии программы Столыпинского клуба, до 10% в год). В обеих стратегиях содержатся схожие предложения, но есть и существенные различия.
Отработанное поколение
Стратегия Столыпинского клуба, основанная на "неотложных мерах" Сергея Глазьева и "стратегии роста" Бориса Титова, более известна в сообществе бизнесменов, так как неоднократно обсуждалась с предпринимателями. А Алексей Кудрин, заявивший в начале мая, что стратегия готова, отметил, что не собирается представлять ее на суд широкой общественности. Возможно, чтобы не вызывать недовольство населения предлагаемыми мерами. Некоторые из них все же стали известны и вызвали широкий общественный резонанс.
В частности, Алексей Кудрин предлагает сократить число пенсионеров, чтобы преодолеть растущий дефицит Пенсионного фонда РФ. С 2019 года ЦСР предлагает повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин. Представители Столыпинского клуба призывают не допускать повышения пенсионного возраста до достижения продолжительности жизни в России 75 лет (см. "Россия выбирает путь развития").
"Не вижу выгод для реального сектора от повышения пенсионного возраста. Предприятия получат большое число сотрудников в возрасте, которые чаще болеют, а государство сможет сэкономить на выплате пенсий", — говорит Александр Шестаков, гендиректор и совладелец Первой мебельной фабрики.
Оборонщики против
Ради ускорения экономического роста до 4% в год ЦСР предлагает увеличить финансирование образования, здравоохранения, дорожного строительства и одновременно сократить расходы на оборону. Против увеличения военных расходов Алексей Кудрин выступал всегда. Причем из публичных выступлений экс–министра финансов следует, что расходы на образование ЦСР предлагает увеличить на 0,8% ВВП, на здравоохранение — на 0,7% ВВП, еще 0,8% ВВП прибавить к расходам на дороги — в сумме получается рост расходов на 2,3% ВВП, что составляет половину расходов на оборону. Если вдвое урезать эти расходы, то начнет страдать военно–промышленный комплекс, предприятия которого, в отличие от основной части промышленности, демонстрируют сегодня рост. Увеличением только бюджетных расходов на образование и здравоохранение ЦСР не ограничивается, там считают, что расходы на обучение и лечение должны увеличить и граждане. Высшее образование предполагается сделать платным. А тем, кто хочет учиться, но не имеет достаточно средств, предложат студенческие кредиты. В медицине гражданам предложат доплатить за расширенный полис медстрахования.
"В программе Кудрина я ничего нового не открыл. Она похожа на сборник мантр из нулевых, которые не дадут эффекта и могут даже навредить. Лично мне ближе позиция Титова, хотя его команда тоже не дала рецепта вывода страны из тупика. В отличие от президента РФ, в экономическом блоке руководства страной нет людей, способных сформулировать тезисы такой программы на стыке экономики и идеологии. Это должна быть активная программа по стимулированию точек роста в экономике с четким пониманием отсутствия внешнего финансирования для страны", — говорит девелопер Олег Барков. По его мнению, нынешняя геополитическая ситуация будет длиться 10–15 лет. Это новая реальность. От нее и надо отталкиваться. Стоит присмотреться к китайской модели и вспомнить лучший опыт СССР 1960–х — начала 1970–х годов, главный тезис — государство должно быть активным игроком экономики. "Разговоры о том, что оно просто должно создать условия, а бизнес все сделает сам, ведут в тупик. Пока в РФ не возникнет мощное сословие национально ориентированных предпринимателей, с таким подходом ситуация не изменится", — уверен Олег Барков.
Участники Столыпинского клуба, тоже ратующие за развитие здорового и грамотного общества, не спешат повышать социальные расходы, а тем более за счет граждан. Столыпинцы предлагают заморозить реальные расходы на медицину и образование, то есть не повышать их, а только индексировать с учетом инфляции.
"Расходы на медицину менять не нужно, нужно их перераспределять. На первом месте должна быть эффективность медпомощи, а не достижение каких–то показателей. Перспективно партнерство государства и частных клиник", — говорит Константин Шарко, главный операционный директор АО "Современные медицинские технологии". По его словам, развитию российской экономики сейчас мешают менталитет и образование — на новых производствах нужны люди, которых в стране просто нет. "Старшее поколение привыкло работать по прежним стандартам, а молодое после выпуска нуждается в дополнительном обучении. На Западе, например, выпускают готовых специалистов. Нам нужно пересматривать концепцию образования, — уверен эксперт. — Налоговая нагрузка для медклиник, к счастью, посильная. Мы как медучреждение освобождены от уплаты НДС, только социальные налоги платим. Надеюсь, эта ситуация не изменится".
Включай станок
Странных предложений с точки зрения текущей экономической ситуации хватает и у представителей Столыпинского клуба. Например, они предлагают снизить ссудный процент до 4–5% годовых, субсидировать социально незащищенные слои населения. Все эти меры должны стимулировать потребление и инвестиции в основной капитал.
Советник президента Сергей Глазьев предлагает вывести резервные фонды из доллара и евро и запустить печатный станок, чтобы профинансировать обновление основных фондов. По его расчетам, надо допечатать 20 трлн рублей в течение 5 лет. Из этой суммы 3 трлн направить на кредиты промышленникам, 2 трлн — институтам развития, 5 трлн — компаниям и банкам на рефинансирование долгов, 3 трлн — на импортозамещение.
"Госбанки наращивают присутствие на рынке, в то время как роль частного банковского сектора очень мала и сокращается. То же касается и остального бизнеса. Если ситуация будет так развиваться и дальше, госбанки будут кредитовать госкомпании, то снижение кредитных ставок для производственного сектора до 4–5%, конечно, реально", — полагает совладелец банка "ПСКБ" Владимир Прибыткин. Он думает, что снижение ставок должно поддержать предпринимательскую инициативу, но это возможно только при уменьшении роли государства в экономике. "В этом отношении мне больше близка модель Алексея Кудрина", — отмечает Владимир Прибыткин.
Он выражает типичное мнение большинства опрошенных "ДП" бизнесменов о том, что доминирование государства в экономике приводит к снижению конкуренции и плохо отражается на всех отраслях.