Бизнес-омбудсмен Борис Титов на открывшемся сегодня Петербургском международном экономическом форуме рассказал о ключевом разногласии между бизнесом и властью.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что главное препятствие перед российской экономикой заключается в резком падении рентабельности и отсутствии определенности, по какому пути следует идти, чтобы вернуть рост экономики и высокую рентабельность. Причем эту определенность чиновники и предприниматели понимают совершенно по-разному.
Все остальные препятствия, включая резкие изменения конъюнктуры, административное давление и т.д., бизнес готов преодолевать. «У нас риски всегда были высокими, в 1990-е они были гораздо выше, чем сейчас, — отметил Титов. — Бизнес привык работать с этими рисками. Мы умеем их эффективно оценивать и находить правильные пути решения проблем. Доходность у нас упала — вот главная проблема, которая серьезно влияет на экономику. Тот же ВЭБ говорит, что если раньше 5-7 лет — это был максимум, на который они выдавали деньги, то сегодня они не видят проектов со сроком окупаемости меньше чем 10 лет.
Первый звонок был в 2011 году, мы достигли апогея по рентабельности, дальше она начала падать. Вот почему прошли эти системные структурные проблемы в экономике. В 2014 году на кризисе за счет снижения курса рубля мы опять повысили свою рентабельность, но на сегодняшний день, по итогам 2016 года, мы не достигли даже уровня 2010-2011 годов и начали падать. К 2017 году мы израсходовали все преимущества, которые давал низкий рубль. И в результате снова начали движение вниз».
Борис Титов подчеркнул, что низкая рентабельность и долгая окупаемость проектов — это проблема не только бизнеса. По статистике Федеральной налоговой службы, количество рабочих мест в России за 5 лет сократилось почти на 10%. А ФНС считает эту статистику по первичным документам компаний, она точнее, чем у Росстата.
Бизнес-омбудсмен отметил главный момент, который разделяет бизнесменов с правительством сегодня, — это понимание, что такое определенность экономической ситуации. «Орешкин (министр экономического развития Максим Орешкин. — Ред.) говорит: мы же вам дали 4% инфляции, вот и определилась экономическая ситуация, создались условия для дальнейшего роста. Мы говорим: извините, мы понимаем определенность немножко по-другому. В США говорили со многими предпринимателями, они нам сказали: если даже санкции и снимут, никакого развития совместного бизнеса не начнется. Потому что вы должны нам ответить на три вопроса: за счет каких несырьевых источников собираетесь жить, за счет чего будет развиваться российская экономика? Есть ли у вас план, как задействовать эти источники, стимулировать их развитие? И есть ли команда, которая готова ответить за реализацию этого плана? В этом и состоит определенность», — объяснил Борис Титов.