Распродаются последние оставшиеся в Петербурге советские гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Сохранилось меньше 10 таких зданий, большинство из них устарели и обветшали, но могут составить конкуренцию паркингам-новостройкам за счет более доступной цены: машино-место в бывшем советском паркинге стоит 300-400 тыс. рублей против 0,6-1 млн рублей в новых объектах.
Многоярусные паркинги в 1970-1980-е годы разрешили строить гаражно-строительным кооперативам, создаваемым ленинградцами. Таких зданий в городе появилось около десятка. Строились они по типовым проектам, поэтому похожи как родные братья: все четырех- или пятиэтажные, прямоугольной формы, с застекленными фасадами. Общая площадь — 7-8 тыс. м2, площадь одного машино-места 15-18 м2. То есть каждый паркинг рассчитан на 300-400 мест.
Сейчас в Петербурге осталось лишь семь зданий, построенных советскими ГСК и сохранившихся в более-менее неизменном виде. Это гаражи по адресам Бухарестская ул., 82 (возводила ГСК "Мотор"), ул. Пинегина, 22 (ГСК "Невский"), Ключевая ул., 32 (ГСК "Победа"), Школьная ул., 43, и Школьная ул., 37 (ГСК "Приморец"), ул. Лени Голикова, 31, корп. 5 (ГСК "Ульянка 1"), Транспортный пер., 10а.
Сейчас на продажу выставлен паркинг ГСК "Победа". Это пятиэтажное здание площадью 7,3 тыс. м2, построенное в 1970 году и рассчитанное на 264 машино-места. Эксперты Российского аукционного дома, который выбран в качестве площадки для его продажи, определили стартовую цену в размере 52,65 млн рублей.
Большинство паркингов ГСК выкуплены руководителями и бывшими участниками кооперативов и сдают в аренду или продают отдельные машино-места. Например, "Ульянка 1" принадлежит бывшему председателю ГСК Сергею Звереву, совладелец "Приморца" — экс-председатель Юрий Морозов, совладелец "Победы" — действующий председатель Борис Найдович.
Обычно, помимо собственно мест для парковки машин, площади в этих паркингах сдаются или продаются компаниям, связанным с автомобильным бизнесом. Здесь размещаются шиномонтажные, ремонтные мастерские, автомагазины и т. д. Однако в некоторых случаях в помещениях гаражных кооперативов обустраиваются офисы и даже гостиницы. Например, на территории бывшего ГСК в Транспортном пер., 10, расположен хостел. Само здание, построенное в начале 1980-х кооперативом, было выкуплено компанией ООО "Гепард", которая сдает парковочные места в аренду.
Стоимость аренды парковочных мест в ГСК начинается от 150 рублей в сутки для легковых авто и прицепов и от 80 рублей в сутки — для мотоциклов и скутеров. Купить машино-места в паркингах советского образца можно по цене от 18 тыс. рублей за 1 м2.
Финансовыми успехами советские гаражи похвастаться не могут, большинство из них либо убыточны, либо едва сводят концы с концами. Проблема в неэффективном менеджменте. Например, здание ГСК в Транспортном пер. после смены собственника стало прибыльным: выручка и прибыль ООО "Гепард" (компания поровну поделена между предпринимателями Натальей Бондаренко, Александром Данилюком и Александром Шпринцем) в 2015 году составили соответственно 19,4 млн и 13,3 млн рублей.
Продажа для советских гаражей — это возможность привлечения инвестиций в ремонт и реконструкцию, которые позволят бывшим ГСК конкурировать с паркингами-новостройками, считают эксперты. Стоимость машино-места в новых объектах обычно в 2-3 раза больше, чем в ГСК. К тому же громкие заявления различных инвесторов о создании в Петербурге сети многоуровневых паркингов так и не воплотились в жизнь. Например, компания "Скит" и ее "дочки" в начале 2010-х снесли 2,6 тыс. гаражных боксов на пяти участках в разных районах Петербурга площадью около 20 га. Взамен гаражей "Скит" обещал возвести многоэтажные паркинги на несколько тысяч мест. Но проект не был реализован, "Скит" ликвидирован, а его участки перешли другим компаниям, которые не планируют возводить паркинги.
Проекты жилых комплексов предусматривают обеспечение новоселов местами в подземных или наземных паркингах. Но спрос на такие объекты небольшой, распродается в среднем 50-60% мест. Паркинги возводят согласно нормам обеспеченности парковочными местами, но предложение значительно превышает спрос, поэтому застройщикам приходится снижать цены, но даже и это не помогает распродать все машино-места, отмечают в ГК "ЦДС".