Депутаты почти единодушно проголосовали за то, чтобы россияне раскрывали свои личности при общении в мессенджерах. Анонимности в мессенджерах и так нет, а закон приведет к тому, что они станут платными, уверены отраслевые эксперты.
Законопроект, внесенный в Госдуму спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, был одобрен в первом чтении. «За» проголосовали 356 депутатов, «против» — двое, один воздержался. Мессенджеры впервые оказались вписанными в законодательство как «организаторы обмена мгновенными сообщениями». Согласно этому документу, они должны будут заключать договоры с операторами связи (а значит, зависеть от них), чтобы определять личность по номеру мобильного телефона. Помимо этого, мессенджеры должны будут ограничивать рассылку информации, противоречащую законодательству РФ, и в то же время рассылать сообщения по просьбе органов власти.
Владельцам мессенджеров, имеющих многомиллионную аудиторию, подобные требования просто смешны — им проще будет отказаться от пользователей в одной-единственной стране, говорят отраслевые эксперты.
«Фактически этот закон означает, что появится плата за пользование мессенджерами, — считает генеральный директор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. — Мессенджеры не будут подписывать никаких договоров с операторами — я в этом уверен. В том и ценность мессенджеров, что они якобы анонимны. Конечно, никакой анонимности нет и сейчас, во всяком случае, в этом есть большие сомнения. Но все-таки пользователи за этим туда и идут. Раз мессенджеры на контакт не пойдут (а им это не надо), то операторы будут обращаться напрямую к пользователям для «авторизации» и уже могут брать деньги за доступ к сторонним сервисам».
Ситуация на рынке связи сложилась такая, что операторы превратились в «трубу»: они инвестируют деньги в строительство сетей, чтобы давать абонентам трафик и нормальные скорости интернет-доступа. На эту «трубу» сели мессенджеры, онлайн-кинотеатры и прочие ОТТ-сервисы (OTT — over the top, «сервисы поверх сети»). Конечно, положение операторам не нравится. Своих чатов, которые бы пользовались большой популярностью, они создать не смогли. При этом высокая конкуренция на телеком-рынке мешает операторам просто взять и начать собирать деньги за пользование мессенджерами: всегда найдется хоть один оператор, который этого делать не будет и использует как свое конкурентное преимущество.
Юрий Брюквин предсказывает этому законопроекту судьбу «Ревизора». Так называется система, проверяющая операторов на предмет того, блокируют ли они сайты из черного списка Роскомнадзора. Ее внедрению тоже предшествовал запретительный законопроект, точнее, поправки в закон. И в результате все это вылилось в головную боль для телеком-рынка, о чем подробно рассказывал dp.ru.