Петербургские отели, заключившие договор с дилером FIFA и ожидавшие болельщиков, на пике сезона оказались заполнены на 30%. Выиграли те, кто не рассчитывал на Кубок конфедераций.
Петербургские отельеры, работающие в самых разных ценовых сегментах, жалуются на низкий для высокого сезона результат. Дело в том, что на Кубок конфедераций приехало вполовину меньше болельщиков, чем ожидали участники рынка, а обычных туристов такие мероприятия скорее отпугивают, чем привлекают. Общую загрузку отельеры оценивают в среднем в 70–80%, но отмечают, что на кубок приехала только треть от заявленного количества болельщиков.
Скучные Кубки
Управляющий "Лиготелем" Виталий Дударенко рассказывает, что уровень загрузки его отеля сейчас отстает на 15–20% от прошлого года. "Кубок переоценен, как и прошлогодний чемпионат по хоккею, от которого много ждали, но результата почти никакого, — говорит он. — И это, в общем, не удивительно; мне слабо верится, чтобы в Петербург кто–то поехал из Новой Зеландии, да и организация Кубка хромает: даже трибуны российских болельщиков не заполнены, людям это не интересно. Но государство–то обещало, власти постоянно повторяли, что это будет основной сезонный поток и дополнительный футбольный. В итоге все заложили высокие цены и держали до последнего. Потом так же резко опустили. Так что совет туристам: езжайте сейчас в Петербург, можно поймать необычно низкие для белых ночей цены".
О неудаче заговорили еще до начала Кубка, когда официальный дилер FIFA по обеспечению гостиничными номерами Match Accommodation (МА) аннулировал все бронирования на мероприятие, объяснив это низким интересом к Кубку. Отельеры до последнего надеялись на самостоятельных болельщиков и держали цены.
Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы рассказывает, что больше всех пострадали одиночные отели, ждавшие гостей по брони МА и не предоставлявшие цены туроператорам и сервисам бронирования. Сетевые отели, имевшие договор с МА, все–таки приняли клиентов по брони, но только 30% от заявленного и по невысоким ценам, в итоге потеряв 15–17% выручки.
"Нас спасло то, что после хоккейного Кубка мы ожидали отмены и заранее предоставляли цены туррынку, то же самое делаем в отношении 2018 года; если брони отменят, мы продадим номера обычным туристам, — говорит Юнис Теймурханлы. — Да, Кубок распугал туристов, но нельзя сказать, что МА виноват: он никого не заставлял подписывать договоры, колхоз — дело добровольное".
Стагнация или падение
В итоге полноценным падением ситуацию не назвать: обычных туристов действительно меньше, однако вместе с болельщиками они почти дотягивают загрузку до привычного уровня. Но не во всех сегментах: гостиницы от трех звезд чувствуют себя уверенно, а хостелы, конкурирующие с квартирами посуточно и апартаментами, спросом не пользуются. Этим летом хостельеры и вовсе выставили на продажу почти треть своих бизнесов в Петербурге (более 450) после неудачных майских праздников.
Кирилл Иртюга, гендиректор УК "РосинвестОтель", соглашается, что спрос в этом году снизился и дело не только в Кубке. "Влияют укрепление рубля и возможность выезжать за границу, стоимость проживания и перелета, холодная погода, снижение доходов россиян", — говорит он. По данным ГК "Слетать.ру", спрос на пакетные туры в июне этого года даже немного вырос по сравнению с июнем прошлого. "В то же время в мае 2017 года туры в Петербург искали вдвое чаще, чем сейчас, а в июле отправиться в город хотят на 10% больше туристов, чем в июне, в период проведения Кубка, — поясняют в компании. — В какой–то мере падение спроса по сравнению с маем может быть связано с проведением Кубка, но надо понимать, что на майские праздники и в период белых ночей количество туристов, в том числе иностранных, в городе также очень велико".
Председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев считает, что падение спроса — слишком сильная формулировка. "Общий поток не снизился, по сравнению с прошлым годом есть даже 5%–ный рост по загрузке, — рассуждает он. — Но дело в том, что ожидания были гораздо большими". Чиновник рассказывает, что обычных туристов стало меньше, но болельщики их заместили: только функционеры FIFA заняли в гостиницах 7 тыс. мест.
Результатом завышенных ожиданий участников рынка стал и 10–50%–ный рост цен за номер, еще больше отпугнувший туристов.
"Тем не менее выиграли как раз трехзвездочные гостиницы в центре города: болельщики Кубка приехали в том числе посмотреть достопримечательности. Кроме того, львиная доля российских болельщиков останавливается не в пятизвездочных гостиницах, а в квартирах, которые они арендуют через различные сервисы", — заключает Мушкарев, добавляя, что в июле Смольный проведет совещание с отельерами, где чиновники и бизнес постараются придумать, как избежать той же проблемы на ЧМ–2018.
Пугающий спорт
Хотя Ростуризм ожидает, что мундиаль на 20% увеличит турпоток в Петербург, городской туристический рынок вряд ли выиграет — об этом говорит и опыт других стран.
Например, по данным Европейской ассоциации туроператоров (ETOA), спортивные мероприятия вредят туротрасли. По итогам анализа рынков Сеула, Барселоны, Атланты и других городов, которые принимали Олимпиады с 1988 по 2008 год, игры приводили к спаду въездного потока туристов и до, и после соревнований.
Так, в Пекине за месяц до Олимпиады, в июле, число иностранных туристов упало на 30%, а в сентябре, после Игр, — на 20%. Во время Олимпиады 2016 года турпоток из России в Бразилию упал в 3,2 раза (а цены на билеты выросли в 1,5 раза). Причина в том, что спортивных болельщиков, которые готовы ехать ради мероприятий в другую страну, все–таки меньше, чем обычных туристов. А последние хотят отдохнуть, их пугают толпы, рост цен на билеты, жилье и услуги (иногда его только ожидают, но чаще ожидания оправданны). Перед Олимпиадами туристов отталкивают масштабные стройки, перед футбольными чемпионатами — ожидание возможных беспорядков. В Сочи в 2015 году турпоток вырос, но перед началом этого сезона в Российском союзе туриндустрии (РСТ) ждут результатов на 30% ниже, чем в прошлом году.
Как уже писал "ДП", этой весной петербургские власти заявляли, что не ждут денег и от ЧМ–2018. В 2014–2018 годах, по оценкам Смольного, на подготовку к чемпионату потратят 129 млрд рублей. При этом, говорил губернатор Георгий Полтавченко, гости мундиаля потратят в городе всего около 14 млрд рублей.
“
То, что сейчас происходит в Петербурге, — это скорее не падение турпотока и спроса на номера в отелях, а обманутые надежды отельеров. Они в ожидании огромного числа футбольных болельщиков не подтверждали бронирование обычным тургруппам из российских городов и зарубежным туристам, подняли цены на номера (по нашим данным, от 10 до 50%). А поскольку зарубежные туроператоры планируют поездки групп в среднем за полтора года, то, не получив подтверждения, они уже переориентировались на другие направления. Поэтому взрывного роста спроса на размещение не случилось.
Андрей Мушкарев
председатель комитета по развитию туризма
“
Исторически спрос на гостиницы перед ЧМ по футболу не показывает сильных отличий от обычного. Но в ситуации с Петербургом мы имеем дело скорее с эффектом окрепшего рубля, который наконец позволил нашим соотечественникам начать выезжать к морю, и плохой погоды, которая подхлестнула это желание. Безусловно, проведение Кубка вряд ли поспособствовало росту не связанного со спортом спроса: туристы опасаются, что везде будут очереди, в аэропортах начнется коллапс, а стоимость проживания будет высокой.
Татьяна Веллер
глава департамента гостиничного бизнеса компании JLL
“
Некоторые, возможно, держали номера для болельщиков, но не просили предоплаты. Хорошо сейчас тем, кто продал номера на длительный срок, а плохо тем, кто завысил тарифы на период Кубка и отказал клиентам, которые могли бы заполнить даты между матчами. По сути, самой важной датой является финал 2 июля, на который действительно повышен спрос. Думаю, отпугивать туристов могут не спортивные мероприятия, а скорее закрытые, вроде ПМЭФ, когда город обслуживает делегатов, а туристам трудно найти места в отелях, музеях и ресторанах.
Мария Чеблакова
директор отдела продаж W ST. PETERSBURG
“
Кубок, по идее, как раз должен был привлечь туристов. Однако Ростуризм не воспользовался этой прекрасной возможностью увеличить въездной поток. Все активности, а прежде всего реклама этого мероприятия за рубежом, были явно недостаточны. Кроме того, отели низкого и среднего сегмента в Петербурге вполне загружены внутренними туристами. И этот фактор также отпугнул иностранцев. Необходимо сделать все, чтобы не повторить этих ошибок на ЧМ–18. Иностранные туристы тратят по 40–50 евро в день, не стоит от них отказываться.
Елена Кривенкова
глава комитета по гостеприимству общероссийской общественной организации "Деловая Россия"