Российские порты на Балтике наращивают грузооборот за счет экспорта угля и импорта стали. Все гавани, кроме Приморска, увеличили грузооборот за 5 месяцев 2017 года на 7%, до 27,8 млн тонн.
Больше всех среди российских портов на Балтике с начала 2017 года нарастил перевалку порт Усть-Луга — на 12%, или 4,4 млн тонн, что составило 61% от общего объема прироста грузооборота всех портов. Резко набрать обороты Усть-Луга смогла благодаря увеличению экспорта угля. В начале 2016-го в Усть-Луге возникли проблемы с перевалкой угля из-за сбоев в работе с вагоноопрокидывателями. И крупнейший по грузообороту российский порт на Балтике сократил тогда перегрузку угля на 15%. В то время как остальные российские гавани, прежде всего порт Высоцк, а также Калининград, Выборг, — нарастили перевалку угля в среднем на 26%.
В общем объеме грузооборота балтийских портов доля угля стремительно догоняет долю главного экспортного товара России — нефти: ее доля в совокупном обороте российских портов Балтийского бассейна составляет 34%. Правда, объемы перевалки нефти и нефтепродуктов стагнируют. Из-за снижения экспорта нефтепродуктов специализирующийся на их перевалке порт Приморск — единственный на Балтике не может нарастить перевалку.
Угольные спекуляции
Читайте также:
Экспорт
Порт Усть–Луга увеличил перевалку сжиженного газа
А вот перевалка угля растет с 2013 года. Его доля в совокупном грузообороте ежегодно увеличивается на 3-4% и уже приближается к отметке в 20%. "Мы надеемся, что рост продолжится. Хотя сейчас сложная ситуация: надо учитывать много факторов, в том числе и стремление европейцев перейти на чистую энергию", — говорит Вадим Павлов, генеральный директор ООО "Порт Высоцкий" — это второй после Усть-Луги порт по перевалке угля, и он нарастил грузооборот с начала этого года на 19%. Причем российские порты переваливают не только отечественный уголь, но и энергоресурсы из союзных стран — в частности, Казахстана.
Причины роста перевалки в том, что российским угольщикам удалось потеснить на мировом рынке конкурентов из Америки и Колумбии. В период высоких цен Америка заваливала Европу углем, привозя его сюда большими пароходами под 200 тыс. тонн, что вдвое превышает возможности российских портов на Балтике — они могут отправлять пароходы, загруженные лишь на 90-110 тыс. тонн.
Когда цены на уголь упали (с 2013 по 2016 год они снизились с $75 до $49 за тонну), то с учетом фрахта предложение американских компаний стало не привлекательным. На этом фоне россияне выглядят куда лучше, что и позволяет им уже пятый год пом уже пятый год подряд наращивать экспорт.
Но конъюнктура угольного рынка меняется не в пользу российских компаний. С начала этого года цены растут, а значит, скоро конкуренты могут вернуться. Цена фьючерса на уголь в Европе выросла до максимума с февраля. Уголь с поставкой в Амстердам, Роттердам или Антверпен достиг максимума, превысив отметку в $79 за тонну. Впрочем, аналитики рынка ожидают, что рост цен может быть временным явлением, и скоро цены вернутся к прежним уровням.
Порты просят инвестиций
Черные металлы, минеральные удобрения и зерно — следующие по важности после угля группы товаров, перевалка которых позволяет стивидорам наращивать грузооборот. Например, терминал "Юг-2" в Усть-Луге увеличивает обороты благодаря обработке идущей в Россию из Европы стали для строительства второй ветки трубопровода "Северный поток — 2".
Черные металлы, минеральные удобрения и зерно обеспечили 70% прироста грузооборота петербургского порта. "Рост оборота зерна в наших портах, в том числе и в петербургском, объясняется высокими урожаями в последние годы. Зерно вывозится через все доступные, в том числе и не предназначенные для этого порты на Балтике, где нет ни оборудованных хранилищ, ни погрузочных мощностей. Тем не менее порт Санкт-Петербург хочет возить зерно, для этого он в качестве временной меры организовал тентовое хранилище", — говорит Константин Гриневич, генеральный директор логистической компании "Глогос проект". По его мнению, устойчивым фактором роста может стать постепенный и целенаправленный перевод российского транзита из портов прибалтийских государств в российские порты на Балтике. Эта задача требует инвестиций.
"Расширение производственных мощностей, в первую очередь, необходимо для поддержания конкурентоспособности стивидорных компаний и выхода портов на многоцелевой уровень. При этом степень увеличения мощностей во многом зависит от запросов клиентов", — отмечает Алексей Важов, коммерческий директор АО "Морской порт Санкт-Петербург".
Как ранее писал "ДП", под давлением властей владельцы терминалов в Петербурге и Ленобласти вложат в расширение портовых мощностей более 1 трлн рублей в течение 8 лет. Так, крупнейший российский производитель удобрений "ФосАгро" планирует инвестировать 6 млрд рублей в расширение терминала в Усть-Луге. Государственное ПАО "Транснефть" намерено вложить более 20 млрд в развитие терминала в Приморске. А "Новатэк" готовится потратить 65 млрд рублей на терминал по перевалке сжиженного газа в Высоцке.