Участники авторынка считают, что дно пройдено. Они не только уверены, что по итогам 2017 года рынок вырастет на 2–10%, но и прогнозируют, что подъем продолжится в 2018 году и составит не менее 5%.
00:0828 июня 201700:08
2894просмотров
00:0828 июня 2017
В мае в Петербурге и России авторынок показал рекордные продажи новых автомобилей. Это вдохновило дилеров, которые ожидают, что 2017 год завершится ростом, по самым оптимистичным прогнозам, 10%.
По данным агентства «Auto-Dealer-СПб», в мае было продано 11 тыс. автомобилей, что на 14% больше, чем в мае 2016 года. Последний раз более высокая динамика продаж по итогам 1 месяца была зафиксирована почти 5 лет назад — в августе 2012 года, когда рост продаж новых машин к августу 2011 года составлял 17%.
Всего в январе-мае 2017 года в городе было продано 49,2 тыс. автомобилей, что на 5% больше аналогичного периода 2016 года. Доля Петербурга в общем объеме продаж новых машин в России в январе-мае составила 8,5% (год назад — 8,4%).
Схожие показатели и у российского рынка. По данным АЕБ, в целом по России продажи новых машин в мае выросли на 14,7% по сравнению с маем 2016 года и составили 125 тыс. машин. В 2017 году в январе-мае было продано 577,5 тыс. машин, что на 5,1% больше, чем в январе-мае 2016 года.
Интересно, что впервые за долгое время отрицательную динамику продаж показал Hyundai, который в мае упал на 8%, до 1132 машин. При этом марка уже несколько лет является лидером продаж на петербургском рынке. Как поясняет гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, в прошлом году май для Hyundai был самым успешным за первые 9 месяцев. «Только в последнем квартале 2016 года каждый месяц продавалось более 1,3 тыс. машин марки. Высокая база и стала причиной нынешнего сокращения в мае», — говорит он.
Факторы роста
Рост продаж дилеры объясняют несколькими факторами. «Скорее всего, производители закрывали квартал и у всех автодилеров были перегружены склады. Они их «скидывали», зная, что в летние месяцы будет традиционное сезонное падение продаж», — считает владелец Объединенной автомобильной корпорации Олег Барабанов.
Другие дилеры уверены, что серьезную роль играет эффект низкой базы, а также говорят об эффекте отложенного спроса.
«Я считаю, что играет роль отложенный спрос. Люди долгое время не покупали автомобили, а сейчас идет стабилизация курса рубля, стало понятно, что машины не будут дешеветь. Все это происходит вкупе с улучшением экономической ситуации», — говорит Денис Иванов, управляющий директор ГК «Дакар».
Кроме того, значительную роль сыграла государственная поддержка автобизнеса, которая включает программу утилизации, льготного автокредитования и т. д.
«Сейчас многие бренды обновляют модельный ряд в борьбе за клиента», — говорит Сергей Дяченко, владелец дилерского центра «Де Вилль». Он отмечает, что оживление чувствуется в бюджетном сегменте, где 70% машин покупается в кредит, а 55% — это первый автомобиль. «С роста продаж в этом сегменте, как показывает опыт предыдущих лет, и начинается рост авторынка после жесткого падения», — поясняет он.
Неудержимый оптимизм
Пик петербургского рынка пришелся на 2012 год: тогда дилеры продали 212 тыс. автомобилей. Затем шло постепенное падение, и в 2016 году было продано почти вдвое меньше машин — 119,5 тыс.
За 5 мес. 2017 года единственный месяц, когда рынок демонстрировал падение, был февраль — тогда продажи к февралю 2016 года упали на 2%, до 8,9 тыс. машин. Неудивительно, что теперь дилеры единодушно демонстрируют оптимизм. По мнению Олега Барабанова, рост рынка по итогам года ожидается на уровне 4-5%.
Еще более смел в своих прогнозах Денис Иванов. Он считает, что 2017 год авторынок города может закончить с плюсом 10% к 2016 году, а в 2018 году — добавить еще 5% к 2017 году.
Осторожен Сергей Дяченко. По его мнению, ожидать роста больше чем на 2-2,5% не стоит.
Впрочем, автоэксперт Евгений Пекарский считает, что пока дилерам рано радоваться. «Наступление теплых дней, легкое улучшение условий кредитования, какое-то время стабилизировавшийся рубль, отсутствие глобальных тревожных новостей слегка укрепили потребительский оптимизм. Вкупе с накопившимся огромным отложенным спросом и сезонностью (май всегда давал высокие продажи) продажи ощутимо выросли. Мне очень хотелось бы верить, что это долгосрочная тенденция. Однако выдыхать и надевать розовые очки автобизнесу однозначно рано», — говорит он.