Группа юристов под руководством Анатолия Бикеева, срывавшая многомиллиардные госзакупки в Петербурге, перебралась в Ленобласть и хочет взять под контроль госзаказы на 15 млрд рублей. Областные власти готовят законодательный запрет ее деятельности.
Чиновники Ленобласти объявили войну предпринимателю Анатолию Бикееву, который специализируется на посредничестве между подрядчиками и госзаказчиками: его команда юристов готовит заявки на конкурсы, жалобы в антимонопольную службу и судебные иски (см. "Схема работы посредников...").
За год работы юристы компании "Юарайт" (по данным СПАРК, принадлежит Анатолию Бикееву) успели заблокировать своими жалобами в УФАС по Ленобласти госзакупки общей стоимостью более 3 млрд рублей. Большинство жалоб признается обоснованными если не на уровне УФАС, то позже в суде. Так действия нескольких юристов начали напрямую влиять на распределение многомиллиардных госзаказов, и не считаться с этим чиновники уже не могут.
По прогнозам игроков рынка госзаказа, до конца года команда Бикеева возьмет под контроль закупки на сумму до 15 млрд рублей: весь областной госзаказ на дорожные работы, а также частично строительство соцобъектов и поставки питания в школы и детсады.
Чиновники готовятся к контрнаступлению. В "Ленавтодоре" (распределяет дорожный госзаказ) рассказали "ДП", что в их планах — совместно с депутатами Законодательного собрания Ленобласти выйти на федеральный уровень с инициативой о законодательном запрете подобного юридического посредничества между заказчиком и подрядчиком.
Петербургский след
Компания Анатолия Бикеева несколько лет назад прославилась на петербургском рынке госзаказа объемом до 200 млрд рублей в основном благодаря работе компании "ПСК Лидер". Именно она в 2010–х фактически стала первопроходцем на специфическом рынке посреднических услуг в госзаказе. Если подрядчику не удавалось получить желанный государственный контракт, юристы "Юарайт" помогали ему добиться отмены закупки, направляя жалобы в антимонопольную службу.
По словам игроков этого рынка, за такие услуги посредник берет 1,5% стоимости заказа, впрочем, в зависимости от ситуации условия могут быть самыми разными. К 2014 году рынок разросся, появились новые игроки. Его годовой объем оценивался в 4 млрд рублей.
Лучше договориться
Считается, что в этот момент заказчики–чиновники и столкнулись с необходимостью взаимодействовать с подобными посредниками. Для них это стало единственным способом избежать отмены конкурса по жалобам в УФАС и, соответственно, недоосвоения бюджета.
Одновременно вокруг "ПСК Лидер" разгорелся скандал не без участия "ДП" (см. №123 от 28.07.2014) Наше издание обратило внимание на то, что заместитель гендиректора "ПСК Лидер" Денис Евдокимов — один из членов команды юристов Анатолия Бикеева. По жалобам "ПСК Лидер" в УФАС тогда, в июле 2014 года, за одну неделю были отменены конкурсы общей стоимостью более 2 млрд рублей. Одновременно выяснилось, что Анатолий Бикеев тесно сотрудничает с УФАС, выпускает журнал "Конкуренция и рынок" о госзаказе совместно с антимонопольщиками и работает прямо в здании ведомства.
Вскоре деятельность Анатолия Бикеева привлекла внимание главы ФАС РФ Игоря Артемьева. Последней каплей его терпения стал номер "Конкуренции и рынка" с цитатой Гитлера на обложке, вышедший осенью 2014 года.
Артемьев распорядился прекратить любые взаимоотношения антимонопольщиков с командой Бикеева. Управление ФАС по Петербургу поспешило исполнить распоряжение руководителя.
После этого команда предпринимателя постепенно начала уходить с петербургского рынка. Зато в 2015–2016 годах "Юарайт" начал активно работать в Ленобласти и в 2017 году почти достиг петербургского уровня влияния в новом регионе.
Здесь подобная деятельность пока мало развита. Крупных игроков на рынке посреднических услуг нет. Между тем рынок госзакупок Ленобласти тоже привлекателен и составляет более 30 млрд рублей.
Юристы или лоббисты
Мнения о том, считать ли подобные компании обычными юридическими консультантами или лоббистскими, расходятся.
Госзаказчики и крупные подрядчики склоняются к мысли, что подобные юристы могут использовать дружеские ресурсы в антимонопольной службе, чтобы их жалобы признавали обоснованными. Например, перейдя работать в Ленобласть, Анатолий Бикеев и там наладил взаимодействие с антимонопольщиками: переориентировал свой тематический журнал на местную тематику, а в редакционный совет издания вошли руководитель УФАС по Ленобласти Александр Плетешков и его заместитель Глеб Коннов. Впрочем, в УФАС заверили "ДП", что на данный момент руководители ведомства не участвуют в издании журнала. "При принятии решений по жалобам мы основываемся исключительно на положениях закона и принципах права, а не на личностях представителей, которые обращаются в УФАС с заявлениями и жалобами. Что касается торгов на детское питание и дороги, то это, видимо, сейчас самые больные темы для известной группы лиц, которая несогласна с принятыми решениями. ЗС Ленобласти лучше обратить внимание на то, как областные чиновники вредят бюджету. Мы нацелены таких лиц дисквалифицировать, и закон нас к этому обязывает. А вопросы лоббизма нас мало интересуют", — заявили "ДП" в УФАС по Ленобласти.
Генеральный директор "Юарайта" Анатолий Бикеев отказался от комментариев, сославшись на то, что дела в антимонопольной службе и судах ведут в основном его сотрудники, а не он сам. Позицию юристов компании сформулировал его заместитель Денис Евдокимов. "Мы работаем только с подрядчиками, представляем их интересы в УФАС, в судах. Госзаказчикам свои услуги никогда не предлагали. В бюджете и не существует статей для оплаты подобных услуг. Проблема не в нашей деятельности, а в том, что распределение госзаказа непрозрачно. Своими ребусами в конкурсной документации чиновники сами заставляют подрядчиков идти в УФАС, арбитражный суд и юридические фирмы, а потом устраивают истерики относительно нашей работы", — сказал Денис Евдокимов.
Большинство подрядчиков, которые работают на рынке госзакупок, соглашаются обсуждать посредников только анонимно. Подобных юристов многие собеседники "ДП" называли "санитарами госзакупок", без которых пробиться на господряды новичку было бы невозможно. "Либо ты договариваешься с заказчиком, либо годами работаешь на субподряде за копейки и можешь лишь мечтать о генподряде в далеком будущем, либо ты идешь к посреднику, который знает все схемы", — сказал источник "ДП" на рынке госзаказа.
“
Считаю, что цель деятельности этих юристов — вынудить заказчиков обращаться к ним за подготовкой конкурсной документации. "Ленавтодор" их услугами не пользуется и регулярно сталкивается с тем, что УФАС на основании их жалоб отменяет наши закупки по надуманным, на наш взгляд, причинам. Кроме того, подобные "юристы" могут настоятельно рекомендовать заказчикам отдавать предпочтение определенным подрядчикам, у которых, к слову, как правило, даже нет опыта работ. Выиграв, такие компании отдают объект на субподряд, при этом 10–20% от стоимости контракта оставляют себе.
Денис Седов
директор ГКУ "Ленавтодор"
“
Если бы не работа таких посредников, как Анатолий Бикеев или Денис Евдокимов, чиновники распределяли бы весь госзаказ полностью, на 100%, между "своими" подрядчиками. К кому идти фирме, которая не хочет становиться им "своей"? Штатные юристы вряд ли способны разгадать загадки, которые госзаказчик специально добавляет в конкурсную документацию. Поставишь не там нолик, и ты уже не допущен к участию, а победили их друзья. Неудивительно, что госзаказчики не любят тех, кто способен что–то противопоставить этому беспределу.
Артур Данчаров
генеральный директор ООО "Спецстрой"
“
Мы сторонники добросовестной конкуренции в сфере госзаказа. Услугами посредников не пользуемся, документацию для участия в конкурсах всегда готовим сами. Направлять жалобы на условия конкурсов в антимонопольную службу нам приходилось крайне редко. Были случаи, когда нам не удавалось пройти предквалификационный отбор, но обвинять заказчика в этом, считаем, нелогично. Сегодня жалобы в УФАС зачастую становятся инструментом давления на заказчика, а не способом борьбы за честную конкуренцию. К тому же они затягивают конкурсы и отодвигают сроки начала работ.
Елена Лашкова
генеральный директор группы компаний "Геоизол"
“
Хотя мы петербургская компания, работать по госзаказу приходится в основном в других регионах. В Петербурге и Ленобласти получить генподряд очень сложно, а без помощи специалистов–посредников и вовсе невозможно. Когда ты претендуешь на контракт, твой опыт и предлагаемая цена, как ни странно, имеют мало значения. Даже многоопытный подрядчик с оборотом 10 млрд рублей может не пройти предквалификационный отбор: формально — потому что неверно заполнил анкету, фактически — потому что заказчики его тут не ждут.
Максим Кащеев
генеральный директор ООО "Технопром"