Власти Ленобласти планируют укрупнить дорожно-ремонтные службы, которые занимаются содержанием трасс. Это позволит улучшить управление компаниями, а также позволит им в перспективе выйти на рынок крупного дорожного ремонта.
В настоящее время в Ленобласти действует 17 дорожных ремонтно-строительных и эксплуатационных управлений (ДРСУ и ДРЭУ), которые имеют статус государственных унитарных предприятий. Компании были созданы более 20 лет назад для проведения различных работ в дорожной сфере, в том числе строительных, ремонтных и т. д. Последние 10 лет ДРСУ и ДРЭУ занимаются только содержанием трасс, что подразумевает очистку дорог от снега зимой, мелкий ремонт асфальтового покрытия (ликвидация ям и трещин), замену дорожных знаков, обустройство и очистку ливневой канализации, а также контроль за состоянием мостов и развязок. Всего расходы на содержание трасс в 2017 году составляют 2,8 млрд рублей.
Ряд предприятий являются убыточными. К таким, например, относятся Гатчинское, Кировское, Лужское и Кингисеппское ДРСУ. Кроме того, управление большим количеством компаний усложняет процесс содержания дорог, поясняет председатель комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрий Запалатский.
К эффективным компаниям присоединят убыточные
В планах комитета укрупнить действующие ДРСУ до пяти предприятий, присоединяя к эффективным компаниям убыточные. Эффективными чиновники считают компании, которые на протяжении последних 5 лет работают с прибылью. Это Волосовское ДРСУ (оборот — 94 млн рублей в 2015 году, по СПАРК), Всеволожское (290 млн рублей в 2015 году) и Лодейнопольское ДРСУ (562 млн рублей), а также Выборгское (262,7 млн рублей) и Пригородное ДРЭУ (98 млн рублей в 2015 году). В текущем году эти компании выиграли конкурсы на содержание областных дорог до середины 2019 года. Общая сумма пяти лотов составила 5,5 млрд рублей (каждый стоимостью более 1 млрд рублей). В перспективе другие управления могут стать филиалами эффективных ДРСУ. "К осени мы планируем представить губернатору экономическое обоснование укрупнения управлений. В случае положительного решения на процесс реорганизации может уйти не более года", — говорит Юрий Запалатский.
Он добавляет, что реорганизация, помимо более эффективного управления, позволит сократить административный штат управлений и, соответственно, расходы на него. Кроме того, в перспективе укрупненные ДРСУ, объединив материально-техническую базу нескольких предприятий, смогут участвовать в тендерах на ремонт и капремонт трасс. Пока у компаний не хватает оборотных средств для участия в этих аукционах.
Емкость рынка
В этом году бюджет дорожного фонда в Ленобласти составил чуть более 9 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей пойдет на капремонт, ремонт и содержание трасс, в том числе на капремонт — 1 млрд рублей, на ремонт дорог — 1,2 млрд рублей. На реконструкцию и строительство объектов выделено 1,5 млрд рублей, на обеспечение безопасности на дорогах — почти 1 млрд рублей. Еще 1 млрд рублей предусмотрено муниципальным образованиям на содержание местных трасс. Кроме того, 300 млн рублей идет на строительство сельских дорог.
Напомним, что сфера, в которой работают ДРСУ, с этого года начала работать по новым правилам. Конкурсы на содержание трасс теперь заключаются на 2 года. Как поясняет Юрий Запалатский, заключение контрактов на 2 года позволяет компаниям планировать свою работу на перспективу и работать более эффективно. Например, с учетом двухлетнего контракта многие компании могут закупать песчано-соляную смесь для покрытия дорог зимой уже летом или в начале осени, а также брать в лизинг новую дорожную технику на перспективу.
Логичное объединение
Глава ассоциации “Дормост" Кирилл Иванов считает, что укрупнение госпредприятий может положительно отразиться на их работе. Например, компании могут расширить и улучшить свою материально-техническую базу. Кроме того, управлять меньшим количеством компаний, несомненно, удобнее; возможно также сократить штат сотрудников, согласен он.
Кирилл Иванов считает, что в первую очередь госпредприятия должны работать в сфере содержания дорог, поскольку это в первую очередь государственная задача. "Например, госпредприятие не приостановит работу, если заказчик не перевел вовремя средства для выполнения работ, как это может сделать частник", — поясняет он.
По мнению других участников рынка, в случае укрупнения некоторые ДРСУ вполне могут выйти на рынок капремонта трасс и составить конкуренцию частным компаниям. В 2017 году конкурсы на капремонт в Ленобласти выиграли ООО "ДАФ", ООО "ВАД", ООО "Техносфера" и ЗАО "Пилон"; общая сумма контрактов — более 1 млрд рублей.
Артур Данчаров, генеральный директор ООО "Спецстрой" (строительные работы), считает, что на конкурсы на подряды на крупную сумму может прийти только крупная компания, поскольку на участие и банковскую гарантию нужны слишком большие суммы.
"Надо понимать, что у ГУПа в госзаказе априори особые условия. Например, по контракту начало выполнения работ — с момента заключения контракта. Для "своих" это правило не действует. Они еще смогут подготовиться и т. д. А для "чужака" поставят условие: извольте завтра же выйти в Лодейнопольский, Бокситогорский и Тихвинский районы Ленобласти одновременно, вы же их все выиграли. Не вышли — сразу штраф 0,5-1%", — говорит Артур Данчаров.