НПО "Семейный капитал" выпустил свою криптовалюту и планирует возрождать производство и сети магазинов. Тем временем в одноименном кооперативе продолжается конкурсное управление после банкротства. Сумма требований пайщиков — более 1 млрд рублей.
НПО (некоммерческое потребительское общество) "Семейный капитал" запустило новый проект "Комплекс вкуса" — пищекомбинат и 10 магазинов.
По данным сайта компании, комплекс будет включать цеха мясной, молочной, овощной продукции, кулинарию и магазины "Сегодня". "Мы отошли от комбинатов, развитие будет идти через небольшие предприятия в каждом районе города", — комментирует глава НПО Наталия Верхова.
Почти как биткоин
На сайте НПО предлагает варианты участия в проекте — стать пайщиком (с доходностью до 20%), приобрести токены (электронные ключи) собственной криптовалюты компании FC-coin (Family Capital coin) или занять одну из вакансий в кооперативе. Не все хотят быть пайщиками, поясняет Верхова, а криптовалюта помогает вложиться анонимно. Инвестиции в проект НПО не раскрывает, но, как отмечает Наталия Верхова, в организации более 16 тыс. пайщиков. "Что касается суммы паев — предстоит работа по сверке документов. Два года нападок требуют восстановления данных", — говорит она.
О том, перспективна ли для бизнеса криптовалюта, эксперты спорят. Елена Барнабаева, глава проекта BaranbaEvA, приводит удачные примеры: "Токены могут помочь собрать инвестиции фирме с хорошей репутацией, например, компания zrcoin на запуск производства собрала средства именно так. Широко известна сельхозкомпания Михаила Шляпникова; его "калионы" решали проблему финансирования при невозможности получить кредит".
Максим Иванов, исполнительный директор Moscow Digital Academy, отмечает, что криптовалюта пока не имеет законодательной базы России. "А письмо РосФинМонтиринга гласит, что использование криптовалют в сделках — основание для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к направленным на отмывание денег. Так что говорить о применении криптовалют в бизнесе рано", — добавляет он.
Конкурсная история
Напомним, кооператив "Семейный капитал" учредил КПК в 2011 году Игорь Белоусов. Его идея состояла в том, чтобы на средства пайщиков покупать сельскохозяйственные бизнесы, а продукцию продавать сети собственных магазинов. В августе 2016 года арбитражный суд признал КПК банкротом. Капитализацию своих активов на пике успеха Белоусов оценивал в 3 млрд рублей. "Семейный капитал" управлял несколькими заводами и 34 магазинами, кооператив был крупнейшим в России, в нем состояли более 20 тыс. пайщиков. В течение 2016 года некоторые активы распродавались, а основная их часть — завод "Второе дыхание", фирма "Тукса" и другие — перешли в собственность НПО "Семейный капитал".
В кооперативе идет конкурсное производство. Его задача — вернуть вклады пайщикам, которые заявили о требованиях и попали в реестр (сейчас там более 800 человек, общая сумма требований превышает 1 млрд рублей). Со времени банкротства прошел почти год. "Нам прислали письмо о том, что мы в реестре, но на счете денег нет", — говорит дочь пайщицы, вложившей 460 тыс. рублей. Некоторые пайщики кооператива создают протестные группы в соцсетях, где делятся новостями о судах. А на митинге 12 июня на Марсовом поле даже была отдельная колонна из нескольких десятков бывших вкладчиков кооператива. На плакатах они написали требования "вернуть деньги".
"Арбитражное управление идет своим чередом, — рассказывает Наталия Верхова о кредитном кооперативе (КПК). — Конкурсный управляющий уже обнаружил множество фактов неисполнения временной администрацией (которая работала несколько месяцев в 2015-2016 годах. — Ред.) своих обязанностей и растрат денег пайщиков. Окончание дела предсказать нетрудно — банкротство КПК будет доведено до конца. По счастью, к кооперативу НПО "Семейный капитал" это уже не имеет никакого отношения".
Для возврата средств конкурсная администрация через суд оспаривает перевод активов, принадлежавших КПК "Семейный капитал" на одноименное НПО. "Мы оспариваем сделки КПК с НПО, — говорит конкурсный управляющий КПК Даниил Федичев. — Всеми законными способами стараемся нарастить конкурсную массу. 9 июня очередная крупная сделка по выводу средств из кооператива (более 66 млн рублей, по данным Арбитражного суда. — Ред.) была признана ничтожной".