00:0312 июля 201700:03
59060просмотров
00:0312 июля 2017
Спустя 2 года после ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД крупные подряды железных дорог продолжают выполнять фирмы, работавшие при нем. Непубличная петербургская корпорация "Р–Индустрия" получила от РЖД контрактов более чем на 20 млрд рублей.
Владимир Якунин покинул пост главы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) еще в августе 2015–го, но сформировавшийся при нем пул крупнейших подрядчиков этого монополиста почти не изменился.Например, крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге, "Р–Индустрия", за последние 4 года получил от железной дороги заказов на сумму 20,7 млрд рублей. Владельца ООО "Корпорация "Р–Индустрия" Владимира Васильева и Владимира Якунина связывают давние партнерские отношения — они были соучредителями нескольких компаний, занимавшихся организацией охоты и разведением уток.
Лидер железнодорожного заказа
Корпорация "Р–Индустрия" была учреждена в 2008 году и специализируется на инфраструктурном строительстве. Если судить по данным системы "СПАРК" и официального сайта корпорации, РЖД — практически единственный заказчик "Р–Индустрии". В СПАРК значится только один сторонний контракт корпорации — от 2014 года, заключенный с комитетом по строительству Петербурга на скромные 20 млн рублей.
Из перечисленных на сайте "Р–Индустрии" 26 проектов, в которых она участвовала с 2010 года, только один не касается РЖД: в 2010 году "Р–Индустрия" получила мелкий субподряд на организацию водоотведения на одном из участков строительства ЗСД.
В числе прочих проектов "Р–Индустрии": реконструкция вокзала в Зеленогорске в 2012 году (251 млн рублей), строительство Северо–Западного центра корпоративного управления РЖД в 2012 году (1 млрд рублей), строительство жилого комплекса для ОАО "РЖД" в Московской области (объем инвестиций пока не назван, проект реализуется на 3,5 га, включает жилье, детский сад, офисы, торговые объекты).
"Р–Индустрия" — крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге и на Северо–Западе в целом (не считая компаний, входящих в структуру РЖД, а также предприятий, выполняющих специальные работы, вроде производства подвижного состава).
Только за первое полугодие 2017 года корпорация получила два крупных контракта от ОАО "РЖД" и АО "РЖДСТРОЙ" на сумму более 6 млрд рублей — на строительство и реконструкцию объектов железнодорожной монополии в Сибири. Столь крупных контрактов от РЖД, скорее всего, не получает ни одна из компаний Северо–Запада. При этом наличие многомиллиардных контрактов не мешает фирмам, входящим в "Р–Индустрию", пользоваться льготами, которые государство предоставляет малым предприятиям (МП). Так, в 2016 году подрядчик "Р–Восток" стал лидером госзакупок среди МП, получив контрактов почти на 13 млрд рублей. В этом компании помогла госпрограмма поддержки малого бизнеса: государственные заказчики должны 10% контрактов отдавать таким предприятиям.
Сам Владимир Васильев оказался недоступен для комментариев.
В РЖД ответили, что осуществляют "закупочную деятельность… в строгом соответствии с действующим законодательством".
Сосед "Озера"
Владимир Васильев известен давними дружескими и партнерскими связями с Владимиром Якуниным. До недавнего времени тезки были совладельцами ООО "Настоящая охота", которому принадлежат земли в Приозерском районе Ленинградской области — неподалеку, примерно в 10 км, от кооператива "Озеро", соучредителем которого в свое время был Владимир Путин и в числе владельцев которого до сих пор числится Владимир Якунин.
Доли в охотничьей фирме были поровну распределены между Якуниным, Васильевым и Олегом Медоевым. Согласно данным ЕГРЮЛ, только с 26 июня 2017 года доля, ранее принадлежавшая Якунину, перешла во владение жене Владимира Васильева Наталье. Ей же достался и другой актив бывшего главы РЖД — доля в 16,67% в приозерской ферме "Золотая утка" (занимается разведением домашней птицы). В общей сложности охотничьи угодья, арендуемые компаниями Владимира Васильева (таких компаний около десятка), занимают, по разным оценкам, 50–75 га в Приозерском районе.
Васильев и сын Владимира Якунина Андрей Якунин также были совладельцами ООО "Парус", которое владеет несколькими гостиницами. Сейчас основные доли в этой компании принадлежат бывшему вице–губернатору Ленобласти Георгию Богачеву.
Пересекался Владимир Васильев в работе и с известным российским миллиардером, основным акционером банка "Россия" Юрием Ковальчуком. Компания Васильева "Русь" поставила деревянные домики для горнолыжного курорта "Игора", который контролирует Ковальчук. Кроме того, Васильев — совладелец компании "Норд Парк" (ему принадлежит 25%), которая собирается строить туристический комплекс в Карелии стоимостью 1 млрд рублей. Остальные 75% "Норд Парка" — у подконтрольного Юрию Ковальчуку ООО "Консалт".
Знаменит бизнесмен и спортивными достижениями. В 2014 году он стал обладателем Кубка мира по ралли–рейду (гонки на автомобилях по пересеченной местности).
Не менять на переправе
Несмотря на то что Владимир Якунин уже 2 года официально не руководит РЖД (его сменил бывший руководитель Росавтодора Олег Белозеров), все главные подрядчики железнодорожных проектов, пришедшие при нем, остались получателями крупнейших заказов монополиста.
Из тех примерно 25 тыс. подрядчиков, которые, согласно СПАРК, заключали контракты с ОАО "РЖД" за 2013–2017 годы, около 60% начали работать с этим заказчиком в 2015 году — в год прихода Олега Белозерова. Однако большинство из них довольствуются мелкими подрядами. Так, из 28 петербургских компаний, имеющих наиболее крупные контракты со структурами РЖД (годовой объем контрактов — от 50 млн рублей), только четыре фирмы (14%) получили эти заказы при Белозерове. Ни у одной из них нет миллиардных контрактов.
Аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко поясняет: когда речь идет о крупных проектах, например строительных, заказчик, как правило, заключает многолетние подрядные контракты. К тому же смена подрядчиков по крупным проектам чревата бюрократическими проблемами. Однако не стоит сбрасывать со счетов и старые наработанные связи, отмечает Кирилл Яковенко. "Система госзаказов в этом плане помогает создавать видимость прозрачности. На деле же организатор конкурса может выставлять условия, настроенные для "нужных" подрядчиков. Пул компаний, которые оказывают услуги госмонополии, превращается в некий закрытый клуб", — резюмирует Кирилл Яковенко.
“
Мы давно и успешно сотрудничаем с РЖД (компания заключила с РЖД контрактов на 3,3 млрд рублей за 5 лет. — Ред.). Но отношения с любой крупной корпорацией налаживаются трудно и долго. Ты проходишь все круги бюрократического ада, пока тебя узнают и начинают доверять. Целая армия служащих буквально выворачивает тебя наизнанку, контролирует каждый шаг. Ты оказываешься в дремучем лесу. Но, если за первые годы тебя там не съели, начинаешь понимать, как выживать, и становишься своим человеком. А личные отношения всегда имеют значение для бизнеса, поскольку любая бюрократия — это прежде всего люди. Если ты понимаешь их требования и поведение, это помогает в работе.
Александр Шарапов
президент Becar Asset Management Group
“
С РЖД любой желающий работать не может. У компании должны быть большие обороты, так как с авансированием заказов дело обстоит тяжело, а работу надо выполнять в заданном объеме и в жесткие сроки. Добавим сложную географию и логистику проектов. Именно поэтому можно по пальцам посчитать действующие на рынке заказа РЖД компании, готовые по реальным требованиям выиграть конкурсы. Поэтому, оценивая возможную выгодность контрактов РЖД, надо сначала учесть ресурсную нагрузку и финансовые риски генподрядчика.
Александр Шабасов
руководитель проектов по СПб ЗАО "Желдорипотека" (2007–2011 гг.)