Имущество обанкротившихся агропредприятий банки пытаются продать годами, но инвесторы не торопятся его покупать. Участники рынка говорят, что стоимость активов завышена, поэтому риски не окупить вложения слишком велики.
Последние 3–5 лет агропредприятия набрали кредиты, многие не рассчитали свои силы, вложившись в строительство или модернизацию, и обанкротились, поясняет гендиректор ИК "Грифон–Эксперт" Александр Петренко. В итоге на рынке оказались десятки никому не нужных сельхозактивов.
Наплыв имущества
Почти год продается свиноводческий комплекс "Псофида" в Ломоносовском районе, обанкротившийся в 2014 году. Это площади свиноферм более 10 тыс. м2 и 11 га земли в общей сложности. Причины банкротства — высокая кредитная нагрузка на фоне падения цены на свинину. Основной кредитор — Россельхозбанк, которому комплекс задолжал около 250 млн рублей. За комплекс планируется выручить 75 млн рублей. "Продаем долго из–за высокой первоначальной цены, установленной залоговыми кредиторами — РСХБ и Сбербанком", — отмечал конкурсный управляющий Сергей Петров.
На торги уже во второй раз выставлены активы обанкротившегося тепличного комплекса "Весна–Тихвин" в Тихвинском районе, который принадлежал владельцам также обанкротившейся торговой сети "Дети". Среди активов — 47 га земли, здания 5,8 тыс. м2 и 6,2 га теплиц. Предприятие пытались продать еще в начале февраля за 154 млн рублей, но цена сейчас упала до 138 млн рублей, а интересантов пока не предвидится. Компания задолжала кредиторам более 115 млн рублей. На продажу уже третий раз выставляются активы обанкротившейся компании "Русбелго" (управляла свинокомплексом "Новый свет" в Гатчинском районе) за 241 млн рублей. Это производственные, административные и хозяйственные здания площадью более 50 тыс. м2 и земля общей площадью 220 га. Сумма долга компании — 1,4 млрд рублей.
Имущество рыбной компании "Феникс Фудс", которая обанкротилась в 2014 году, планируется продать за 56 млн рублей. Это 7,3 тыс. м2 производственных площадей. Компания была основана в 2011 году и занималась поставками охлажденной и свежезамороженной рыбы, выращивая ее в 16 хозяйствах в Карелии и Ленобласти.
Обанкротилось и ООО "Свинка" во Всеволожском районе, принадлежащее основателю "Пит Продукта" Геннадию Емельянову, который в прошлом году основал мясокомбинат "Северо–Запад". На продажу выставлено около 11 тыс. м2 площадей и 12 га земли.
44 млн рублей планируется выручить за активы Невской птицефабрики, которая входила в группу "Парнас–М" Сергея Удачина. Это почти 80 тыс. м2 производственных площадей (в основном птичников) и более 70 га земли.
В третий раз выставляется на продажу имущество обанкротившегося Выборгского хлебозавода — за комплекс зданий в 5 тыс. м2 планируется выручить 108 млн рублей. Ранее уже трижды провалились попытки продать активы ГК "Рубеж" — птицефабрики "Псковская", "Новгородская" и "Боровичская", за которые планировалось выручить около 1,5 млрд рублей.
Среди других крупных банкротных активов — группа компаний, также принадлежавшая "Парнас–М", куда входят предприятие по откорму бычков "Рассвет", Лужский комбикормовый завод и Лужский мясокомбинат. Сегодня эти активы принадлежат Россельхозбанку и находятся в продаже.
Сбербанк приобрел второго по размеру производителя свинины в Ленобласти — агрохолдинг "Пулковский", который задолжал банку более 2 млрд рублей. Очевидно, актив также будет выставлен на продажу, но пока банк его никому не предлагал, говорят на рынке.
Построить с нуля
"Продаются старые активы, которые требуют серьезных средств, чтобы их реанимировать. Изначально за них просят слишком высокую цену, которую затем банки снижают в течение 1–1,5 лет. Иногда проще построить предприятия с нуля", — говорит Андрей Крылов, гендиректор "Рассвет Плюс". "Рисковать никто не хочет, лучше переждать и держать деньги на валютных счетах. После эмбарго в 2014–2016 годах многие компании вложились в производство. Сейчас это имеет смысл делать крупным холдингам, у кого есть сырье, инфраструктура, доступ к сетям", — говорит Александр Петренко.
Сегодня кредитный портфель сельхозпроизводителей региона составляет около 50 млрд рублей, 6–8 млрд рублей они ежегодно возвращают банкам, по данным комитета по АПК. "Новичков" среди банкротных предприятий пока не предвидится, отрасль развивается устойчиво, говорят чиновники.