Вторую половину дизельного ледокола "Виктор Черномырдин", строящегося на Балтийском заводе без малого 6 лет, закончат к концу 2018-го Адмиралтейские верфи. А Балтзавод сосредоточится на атомных ледоколах, сроки строительства которых сдвигаются с благословения президента РФ Владимира Путина.
Государственное АО "Объединенная судостроительная корпорация" (в ОСК входят ООО "Балтийский завод-судостроение" (БЗС) и Адмиралтейские верфи) поручило Адмиралтейским верфям достроить дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт "Виктор Черномырдин" стоимостью 7,9 млрд рублей. Алексей Кадилов, глава БЗС, приказал подчиненным подготовить и передать Адмиралтейским верфям копию контракта на строительство ледокола (ЛК-25), сведения по расчетам с заказчиком, копии актов выполненных работ и другие документы не позднее 25 июня, то есть сегодня.
"Виктор Черномырдин" строился для ФГУП "Росморпорт" на Балтийском заводе с конца 2011 года. В ходе строительства выяснилось, что ледокол спроектирован с ошибками. На их исправление ушло 2 года. Только в феврале 2013-го БЗС продолжил строительство судна. Но не хватало рабочих рук, чтобы строить в срок.
Позже из-за резкой девальвации рубля заводу не хватило средств на закупку импортного оборудования для ЛК-25. В связи с этим ОСК в начале 2017-го решила докапитализировать БЗС. На эти цели правительство РФ выделило из бюджета 700 млн рублей. "Денежные средства предназначены для компенсации курсовой разницы при закупке импортного оборудования", — пояснили в ОСК. В корпорации отмечают, что ледокол передается на достройку Адмиралтейским верфям "прежде всего с точки зрения балансирования загрузки предприятий с целью соблюдения актуальных сроков строительства".
Сосредоточились на атоме
Балтийский завод строит еще три атомных ледокола, каждый мощностью 60 МВт. "Стана остро в них нуждается, так как ресурс действующих атомных ледоколов "Таймыр" и "Вайгач" исчерпан. Им продлили период эксплуатации еще на год, но это беспредел, а без них встанет проводка судов по Северному морскому пути. Мы не сможем вывозить ресурсы, добываемые в Арктике, — говорит источник в отрасли. — Важно, чтобы сейчас Балтийский завод сосредоточился на строительстве атомных ледоколов".
Сроки строительства атомоходов тоже сдвигаются. Головное судно "Арктика", заложенное в ноябре 2013-го, Балтзавод должен сдать в декабре этого года заказчику — ФГУП "Атомфлот" (входит в "Росатом").
Год назад на церемонии спуска "Арктики" на воду Сергей Кириенко, возглавлявший тогда "Росатом", поблагодарил коллектив судозавода за то, что все идет по графику, и заявил, что к концу 2017 года "Арктика" вступит в строй. Хотя уже тогда в судостроительных кругах Петербурга говорили, что "Арктика" не будет сдана в срок. Как ранее писал "ДП", из-за срыва сроков изготовления паротурбинных установок атомоход до конца года точно не построят.
"Конечно, всегда есть объективные проблемы, из-за которых может задерживаться строительство корабля. Но нельзя сидеть сложа руки, надо что-то предпринимать, менять проектировщиков, поставщиков. У всех судостроителей возникают примерно одинаковые проблемы, но не все задерживают сдачу корабля на годы. В этом случае надо искать проблему в менеджменте верфи", — откровенничает один из судостроителей.
Дружба дружбой, а ответственность врозь
Ответственность за перенос сроков программы строительства атомных ледоколов никто брать на себя не хотел — ни в ОСК, ни в правительстве. Решение пришлось принимать лично президенту страны Владимиру Путину. Он позволил перенести срок сдачи головного ледокола на середину 2019-го и при этом поручил принять по факту срыва ранее намеченных сроков "кадровые и организационно-управленческие решения".
Алексей Кадилов рискует своим руководящим постом уже не в первый раз. "ОСК давно присматривает нового руководителя Балтзаводу, но Кадилову удается сохраниться благодаря дружеским отношениям с главой Атомфлота Вячеславом Рукшей. Однако в этот раз даже хорошая дружба может не помочь. Срыв строительства атомных ледоколов — это очень серьезно, а тем более теперь, когда информация о ходе строительства атомоходов дошла до президента", — полагает один из судостроителей Петербурга. Однако другой судостроитель считает, что Алексей Кадилов теперь незаменим. "Во-первых, кто-то должен отвечать за срыв строительства атомных ледоколов, а во-вторых, теперь ни один здравомыслящий человек не возглавит Балтийский завод", — говорит собеседник "ДП".
Нужна работа
Некоторые эксперты полагают, что с инициативой забрать "Виктора Черномырдина" могли выступить и Адмиралтейские верфи. "После отправки "Ильи Муромца" на испытания у них возник технологический разрыв и часть коллектива — рабочие, монтирующие оборудование, прокладывающие кабель, — оказалась в простое. Чтобы не разгонять людей и не тратить зря деньги, решили загрузить коллектив строительством ледокола. Так что это разумное решение", — полагает собеседник "ДП".
"Виктор Черномырдин", по словам представителя ОСК, построен менее чем на 50%. По контракту Адмиралтейским верфям предстоит достроить ледокол до конца 2018 года, что, по мнению некоторых судостроителей, нереально, поэтому сроки могут быть перенесены. Тем не менее представитель заказчика Алексей Кравченко заявил: "Если ОСК дала распоряжение Адмиралтейским верфям достроить "Виктора Черномырдина", значит, в головном офисе уверены, что ледокол будет достроен в срок".
Адмиралтейские верфи от комментариев отказались, сославшись на пресс-службу ОСК. О стоимости достройки пока тоже никто ничего конкретного не говорит. "Идет процесс сверки взаиморасчетов, оценка выполненных, но еще не принятых заказчиком работ. Говорить об этих цифрах пока преждевременно", — отмечают в ОСК.
"Достроить "Виктора Черномырдина" за 1,5-2 года вполне возможно", — говорит глава Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) Александр Соловьев. Он заметил, что год назад заводу предлагали взять "Виктора Черномырдина" на достройку. "Я отказался из-за отсутствия дополнительного финансирования", — комментирует Соловьев. По его оценкам, на достройку ЛК-25 потребуется 2,3 млрд рублей.
Вполне вероятно, что Александр Бузаков, возглавляющий Адмиралтейские верфи, располагающий прямым выходом на первых лиц государства, обладает весомыми лоббистскими возможностями, поэтому смело берется за "Виктора Черномырдина" с полной уверенностью, что проблем с финансированием не возникнет. Строить себе в убыток он точно не будет. Адмиралтейские верфи — одно из немногих предприятий ОСК, приносящее прибыль — 5 мдрд рублей за 2016 год при выручке 45 млрд. Конечно, ОСК может отказаться от дивидендов и достроить "Виктора Черномырдина".