Сеть "Идеальная чашка" в этом месяце закрыла свою последнюю кофейню на Каменноостровском 2. Пионер кофейной революции проработал в Петербурге без малого 20 лет, но не выдержал конкуренции с новыми игроками
Как стало известно "ДП", старейшая в городе сеть кофеен "Идеальная чашка" закрыла свою последнюю кофейню, которая работала по адресу Каменноостровский проспект, 2. Таким образом, компания покинула рынок, проработав в Петербурге и регионах России почти 20 лет.
Помещение на Каменноостровском проспекте, 2 "Идеальная чашка" покинула 8 июля, знает представитель одной из сетей кофеен. С представителями компании связаться не удалось. Сайт сети не работает уже несколько месяцев, телефон кофейни на Каменноостровском не отвечает. В группе "Идеальной чашки" в социальной сети "ВКонтакте" новые посты появлялись практически каждый день, но после 10 июля обновление прекратилось. На двери кофейни висит объявление "закрыто на ремонт". Вопросы пользователей о ремонте помещения и закрытии кофейни остаются без ответа. В начале сентября на этом месте начнет работу Coffeeshop Company, подтвердили в компании.
Первый ушел
"Идеальную чашку" можно смело назвать пионером бума кофеен в Петербурге — с открытия ее первой точки в городе начался стремительный рост числа заведений этого формата. Основательница сети, петербургская бизнес-леди Анна Матвеева вдохновилась американскими кофейнями Starbucks и самостоятельно развивала компанию с 1998-го (год основания) по 2005 год. Успешным проектом заинтересовался скандинавский инвестфонд Trigon Capital и купил 85% акций компании. В 2007 году с его подачи началась экспансия сети в регионы.
Однако идея оказалась неудачной: сказались и сложности с удаленным управлением, и законодательные изменения в налоговом регулировании. Trigon Capital продал свой пакет акций мужу Анны Матвеевой Андрею Ловягину. С 2011 года они начали сворачивать сеть, сосредоточившись на развитии в Петербурге. Но и в домашнем регионе дела шли неважно — за 4 года "Идеальная чашка" уменьшилась в Петербурге вдвое — с 10 точек в 2012 году до пяти в 2016-м. Тогда закрылись две кофейни "Идеальная чашка" в топовых локациях, на Среднем проспекте и Кирочной улице. Гендиректор "Идеальной чашки" Марина Шелудько объясняла сокращение сети реструктуризацией, вызванной привлечением стратегического инвестора.
И он пришел. Весной прошлого года сеть приобрели три частных инвестора, в числе которых управляющий новосибирским Traveler`s coffee Евгений Михиенко. Но "Идеальной чашке" это не помогло, сеть продолжала сокращаться. "Идеальная чашка" на протяжении нескольких последних лет постепенно закрывала свои точки, на некоторые помещения, которые были в собственности сети, компания привлекала новых арендаторов, объясняет руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге Юлия Корчемная.
Закрывая кофейни, сеть к тому же копила долги перед контрагентами. В феврале этого года от физического лица Леонида Сергеева был подан иск о банкротстве к ЗАО "Идеальная чашка", но его оставили без рассмотрения. В целом за прошлый год сеть кофеен выступала ответчиком по 11 искам на общую сумму 6,7 млн рублей. За первое полугодие 2017 года их поступило еще два, на общую сумму 255 тыс. рублей.
Конкуренты в очереди
Одной из первых "Идеальная чашка" завоевала любовь питерских кофеманов, но ей не удалось сохранить лидерство на этом поприще, на пятки ожидаемо стали наступать более клиентоориентированные и современные заведения с серьезными финансовыми возможностями.
За время работы "Идеальной чашки" в Петербурге этот рынок потихоньку осваивали ее конкуренты: из Москвы приходили "Шоколадница", "Кофе хауз" и "Даблби", из-за рубежа Starbucks и Coffeeshop Company, росли петербургские "Чайникофф", Newman.
"На мой взгляд, формат, с которым они открывались, был популярен в начале 2000-х. Но с появлением "Кофе хауза" и "Шоколадницы" с форматом кофейни ресторанного типа их популярность стала резко падать, так как все-таки людям хочется, чтобы им все принесли и подали, а не самообслуживаться", — убежден гендиректор кофейни Coffee & Breakfast Александр Лейбов.
Немаловажно и то, что в Петербурге очень обострена борьба за выгодные локации с высокой проходимостью — спрос огромен, а в городе их очень ограниченное количество, убеждены игроки рынка. "Чтобы оставаться в таких локациях, сохранять их за собой, нужны большие материальные ресурсы. Компания просто не смогла конкурировать за локации", — говорит представитель одной из сетей кофеен.
По итогам прошлого года на долю кофеен в Петербурге приходилось 5% рынка, подсчитали специалисты ГК "БестЪ. По данным "Петростата", оборот петербургского рынка общепита за 2016 год составил 65,3 млрд рублей, показав рост на 9% к предыдущему году.