14:5603 августа 201714:56
2787просмотров
14:5603 августа 2017
В 2015-2016 гг. по данным Infoline в сегменте отделочных материалов в России наблюдалось снижение внутреннего производства на фоне масштабного сокращения импорта, обусловленного девальвацией рубля, что безусловно повлияло на рынок DIY в целом.
Также для многих игроков стала характерна тенденция изменения структуры ассортимента, в котором сокращалась доля строительных и отделочных материалов, где им трудно конкурировать с международными сетями.
На текущий момент можно выделить шесть основных трендов.
1. Консолидация и рост сегментов рынка DIY
Рынок DIY стремительно консолидируется – большие игроки увеличиваются и наращивают свою долю, маленькие становятся меньше и долю сокращают. Если разделить весь рынок на четыре точки контакта с покупателем (федеральные сети, специализированная розница, интернет-магазины, мелкооптовые компании), то есть два растущих сегмента – федеральные DIY-магазины и интернет-магазины, и падающие – профессиональная розница и мелкий опт.
2. Укрепление позиций лидеров
В федеральном ритейле есть свои лидеры – так, «Леруа Мерлен» в общем обороте занимает долю большую, чем все остальные вместе взятые. И они ее наращивают и увеличивают присутствие в регионах. Все попытки российских компаний им что-то противопоставить не всегда успешны, так как у «Леруа Мерлен» есть большое европейское кредитное плечо и постоянное финансирование, что в сочетании с грамотной стратегией позволяет этой экспансии быть весьма эффективной.
«Леруа Мерлен» продолжает глобальную экспансию на территории России. Если раньше у них была цель открываться в городах-миллионниках, потом в полумиллионниках, то сейчас они открывают точки в городах с населением 200-300 тысяч человек. Их девиз – «Лучшие цены каждый день». И это одна из немногих компаний, которые проводят мониторинг цен, и действительно предлагают лучшие. Даже продажа ниже себестоимости их не останавливает – они готовы продавать дешевле. С учетом падения реальных доходов населения эта политика себя оправдывает и находит отклик у покупателя, который голосует кошельком.
3. Поиск ниши
Некоторые компании находят свои ниши в регионах, но будущее их достаточно туманно. Вопрос в том, успеют ли они занять свою нишу. Для многих ниша – уход в СТМ и продвижение товаров собственной торговой марки. Зачастую грамотное выведение товара под СТМ для региональных лидеров является успешным оружием против экспансии федеральных и зарубежных игроков.
4. Интернет-ритейл набирает обороты
Общий объем рынка интернет-торговли растет, но здесь консолидация происходит еще быстрее, федеральные игроки очень быстро уходят на чужие рынки. И вопрос в том, что будет делать Яндекс.Маркет – он планирует превратиться из агрегатора в полноценного игрока. Если говорить о схлопывании рынка, прихода к олигополии, к определенной версии и достижении баланса, то интернет-рынок достигнет этого даже быстрее. Потому что стоимость физических активов у его игроков небольшая, у них самое главное – это трафик, поставщики. На рынок интернет-торговли в сфере DIY выходят те магазины, которые традиционно этой сферой не занимались – к примеру, «Юлмарт» и Wildberries. Каждый из них планирует стать новым Amazon или Ebay, занять лидирующие позиции, поэтому все они активно расширяют ассортиментную матрицу.
На рынок DIY выходят игроки, которые до этого были непрофильными, если раньше «М. Видео» и «Эльдорадо» не занимались шуруповертами или электроинструментом, то сейчас они активно заводят эти товарные категории. Вероятно, на очереди отделочные материалы.
5. Судьба мелкой розницы
Мелкая специализированная розница падает под давлением интернет-ритейлеров и больших DIY игроков. Магазины с узким ассортиментом выживают только в совсем небольших городках и областях, при этом, учитывая не очень высокую платежеспособность населения в таких регионах, по нашим наблюдениям у многих из них падают продажи и оборачиваемость.
6. Перспективы рынка «хард DIY»
Если поделить общий рынок на «софт» и «хард», где «хард» – это общестроительные материалы (бетон, цемент, щебенка и т. Д.), «софт» находится под большей угрозой, так как туда заходят игроки, для которых раньше этот рынок не был профильным, которым не нужна никакая дополнительная инфраструктура – они просто заводят новую товарную группу и работают в ней со старой структурой.
Рынок «хард DIY» более стабилен, так как там уже достаточно давно работают на низкой марже (маржинальность 10% и ниже), и он не кажется привлекательным для гигантов. И компании, у которых оборот формируется из «хард» материалов, более стабильны, в том числе «Петрович», как сеть классического «хард DIY».
Антон Паремский, коммерческий директор ГК «Внешторг»