Честная игра по–катарски. Как переход Неймара в ПСЖ разогрел трансферный рынок

Автор фото: globallookpress
Автор фото: globallookpress

 

Безумная сумма 100 млн евро, которую заплатил в прошлом сезоне "Манчестер Юнайтед" за Поля Погба, уже не кажется такой безумной. 222 млн евро, которые ПСЖ ("Пари Сен–Жермен"), главное зло мирового футбола, вывалил за Неймара, — вот это новый рекорд. И, как любой финансовый рекорд в деле траты денег, он резко разогнал трансферный рынок. Теперь, чтобы быстро найти замену бразильскому форварду, каталонский клуб вынужден был переплатить за 20–летнего нападающего дортмундской "Боруссии" Усмана Дембеле — зная о стоимости Неймара, немцы своего игрока дешевле чем за 105 млн евро отдавать не хотели.
В тот же момент взлетели цены и на других молодых игроков. Главный тренер "Арсенала" Арсен Венгер подтвердил, что клуб предлагал за полузащитника "Монако" Тома Лемара 100 млн евро в последний день трансферного окна, что интересовался и юной звездой Килианом Мбаппе, но 180 млн евро оказались для "Арсенала" суммой непосильной.
Все быстро привыкли, что стоимость трансфера футболиста может быть 50 млн евро, потом 80 млн. Сейчас уже никого не удивляет сотня. Главный тренер "Манчестер Юнайтед" Жозе Моуринью после перехода Неймара не скрывал радости: "Думаю, мы поступили очень умно... Думаю, Лукаку 31 августа стоил бы 150 млн фунтов, а Матич — 60–70 млн. Хорошо, что мы подписали их в первой половине лета, иначе пришлось бы платить более 200 млн". Действительно, эти игроки обошлись Моуринью дешевле: Лукаку купили у "Эвертона" за 75 млн фунтов, а Матича у "Челси" — за 40 млн.
А катарские владельцы ПСЖ денег не считают. После Неймара в клубе появился и тот самый Мбаппе, трансфер которого не потянул "Арсенал".
А что же с правилом финансового fair play, которое должно было ограничить расточительство клубов в тратах на неоправданно дорогие трансферы? Катарские владельцы парижского клуба пожимают плечами. Ведь трансфер Мбаппе оформлен как аренда с правом последующего выкупа в следующем сезоне за 180 млн евро. Можно было бы в это поверить, если бы не слова вице–президента "Монако" Вадима Васильева: он гордо объявил, что его клуб осуществил продаж футболистов на сумму примерно 360 млн евро. Считаем: в списке трансферов игроков продано примерно на 180 млн евро. Понятно, почему прозвучала сумма 360 — "право выкупа Мбаппе в следующем сезоне" в "Монако" уже считают живыми деньгами. Так что есть большие подозрения, что это никакая не отсрочка, а реальный трансфер, который официально будет объявлен только в следующем финансовом году, чтобы обойти правила финансового fair play.
Еще более наглой была попытка обойти закон в ситуации с Неймаром. Сумма отступных за игрока в его контракте с "Барселоной" была прописана — 222 млн евро. Но такая выплата резко ухудшила бы баланс парижского клуба. Поэтому Неймар был назначен послом чемпионата мира в Катаре, катарский фонд выплатил бразильскому форварду за эту почетную роль 222 млн евро, так что Неймар мог выкупить свой контракт у "Барселоны" самостоятельно, а потом подписал бы контракт с ПСЖ и его катарскими владельцами.
Эта довольно очевидная попытка обойти правила вызвала бурю возмущения. Президент Ла Лиги Хавьер Тебас объяснял свою позицию: "Думаю, прописанные отступные в контрактах Месси и Роналду выше, чем были у Неймара, но если президент ПСЖ Нассер Аль–Хелайфи захочет подписать их, он просто пробурит скважину и купит их. Это не рыночная цена, это цена на нефть и газ. Возможно, ПСЖ способен поддерживать такие цены, не знаю. Им это дается очень просто. Но по итогам лета мы все видим, что они смеются над системой".
Менее дипломатично выступила испанская пресса: сравнивая футбольный мир с бассейном, журналисты называли ПСЖ пловцом, который публично справил нужду в бассейн с вышки для прыжков в воду.
Возмущение испанских грандов понятно. Теперь у них не только можно абсолютно законно увести любого игрока. Гораздо больше их волнует опасность разрушить всю экономическую модель продажи телеправ, в которой роль звезд невероятно высока.
Именно поэтому руководители испанской лиги попросили УЕФА начать расследование в отношении ПСЖ, который в 2014 году уже наказывали за нарушения, на первый раз клуб откупился многомиллионным штрафом, на второй раз меры будут серьезнее — вплоть до отстранения от участия в Лиге чемпионов.
Если траты клуба судебная палата признает превышающими правила ФФП, то или команде придется расстаться с несколькими дорогими игроками или обозначить какие–то дополнительные доходы. В этом случае у ПСЖ проблем нет: они уже 3 года назад провернули трюк, получив "рекламный" контракт от министерства туризма Катара в 200 млн евро. Тогда УЕФА не смог опротестовать саму сделку, сумев только вполовину снизить сумму "рекламного" контракта.
На вопрос: "Чему вас научило дело Неймара?" — президент "Барселоны" Жозеп Бартомеу ответил: "Нужно увеличивать сумму отступных".
"Этот президент — клоун", — написал в ответ Неймар в "Инстаграме". Действительно, можно подумать, что сумма 300 млн евро остановила бы владельцев ПСЖ. Но в этом случае за игрока на замену Неймару на таком разогретом рынке с каталонцев попросили бы не 105 млн, а минимум 150. А то и больше. Ведь на предложение купить Коутинью "Ливерпуль" попросил у "Барселоны" 200 млн евро. Что ж, к таким суммам за молодых людей в футболках и трусах мы скоро привыкнем.