Эксперты Фонда развития интернет–инициатив (ФРИИ) в Петербурге Алексей Комаров (34 года) и Николай Страх (33 года) открыли агентство для продажи и покупки интернет–компаний ItBizBroker. За 3 месяца работы агентство закрыло три сделки на сумму 10 млн рублей. С ним сотрудничают 400 инвесторов РФ, СНГ и ЕС.
Идея о запуске ItBizBroker пришла петербуржцу Алексею Комарову во время продажи его третьей по счету компании, которая тогда занималась торговлей металлоломом. До этого он успешно продал свою фирму по подбору временного персонала и строительную компанию, которая занималась отделкой коммерческих помещений и строительством загородных домов. Оборот наиболее крупной из них составлял 160 млн рублей в год.
До того как заняться бизнесом, Алексей 9 лет проработал в продажах, в том числе руководителем отдела продаж в петербургских отделениях шведского и немецкого холдингов. В 2015 году он, занимаясь параллельно своим бизнесом, вошел в состав экспертов ФРИИ: научился отсеивать неперспективные компании и стал консультировать быстрорастущие стартапы. Прежде чем запустить ItBizBroker, Алексей год проработал бизнес–брокером сам, а затем стал искать компаньона.
Будущие партнеры по бизнесу познакомились во время работы в фонде. В лице представителя ФРИИ в Петербурге Николая Страха и его партнеров по компании Func (Эдуард Христусь и Артем Кудра) Алексей нашел будущих соучредителей для своего нового бизнеса. Ему требовались сильные партнеры в создании IT–платформ, а создатели Func как раз задумывались о новом бизнесе. Так появилась компания ItBizBroker, платформу для которой и создала команда Func, специализирующаяся на создании сайтов (среди клиентов — Kassir, "Зенит", СКА).
Умный посредник
Стартовый капитал составил 500 тыс. рублей. Агентство запустилось в марте 2017 года, первая сделка состоялась спустя 3 месяца. Сейчас в портфеле ItBizBroker 32 IT–компании общей стоимостью более 100 млн рублей: от 600 тыс. до 25 млн рублей за компанию. Их чистая прибыль составляет от 50 тыс. до 700 тыс. рублей в месяц.
Агентство служит посредником между продавцами и покупателями, помогая им найти друг друга и совершить сделку, минимизируя риски.
К площадке подключено около 400 потенциальных покупателей, это профильные инвесторы из "Сколково", "Ингрии", iDealMachine и других институтов стартап–индустрии, а также IT–бизнесмены, заинтересованные в диверсификации своего бизнеса, и предприниматели, вкладывающие средства не только в IT. Около 30% инвесторов родом из Петербурга — сказывается накопленная база контактов основателей сервиса.Среди остальных — москвичи, жители СНГ, а также русскоязычные инвесторы из Европы. Компания зарабатывает, получая процент от каждой сделки. Сумма сделки зависит от множества факторов, в среднем это 1,8 млн рублей.
"Цикл продаж обычно составляет 8–10 недель. Инвесторы одновременно смотрят много компаний, — объясняет Алексей. — У нас инвестор выбирает одного из 8–12 рассматриваемых. Все это время фирмы, выставленные на продажу, развиваются и растут, это влияет на их стоимость и приводит тому, что инвесторы начинают анализировать их заново". За лето компания закрыла три сделки на сумму 10 млн рублей. По планам основателей, до конца 2017 года ItBizBroker должен заключить еще четыре сделки на 30 млн рублей: пока они в стадии переговоров.
IT для понимающих
В России около 25 тыс. интернет–магазинов разной величины, около 10% из них ежегодно меняют владельцев. По оценкам экспертов, рынок купли–продаж только интернет–магазинов в России оценивается примерно в 600 млн рублей в год, что составляет около 70% сделок. Кроме интернет–магазинов также продаются онлайн–сервисы, агрегаторы, мобильные приложения и прочие бизнесы в сфере IT. Их выставляют на продажу как на Avito, так и на онлайн–аукционах, таких как Telderi, а также через бизнес–брокеров ("Альтера–инвест", "Ваша фирма" и другие).
"Выделю главные факторы, которые отличают нас от других бизнес–брокеров, — говорит Алексей. — Мы продаем только IT и только тем, кто разбирается в IT. В тех немногих случаях, когда инвестор непрофильный, мы обучаем его тому, как вести купленный бизнес, чтобы он оставался прибыльным". Обычно, продолжает он, в арсенале брокеров широкий ассортимент, IT–бизнес продается наряду с офлайном, поэтому интернет–магазин по продаже игрушек в глазах покупателя конкурирует с баром, мастерской по ремонту обуви и дизайн–студией. Из–за этого их часто покупают непрофильные инвесторы, что может влиять на прибыль компаний.
Бизнес по продаже IT–компаний сезонный, рост спроса совпадает с пиком деловой активности (март, апрель, октябрь, ноябрь) и падает в январе, мае и августе. "Инвестор смотрит, где его деньги дадут максимальную отдачу, поэтому логично, что у интернет–бизнес–брокеров есть рынок и спрос: сейчас мы видим огромный всплеск интереса к интернет–магазинам", — говорит инвестор Михаил Раяк.