КИО запрещает любую торговлю ближе 100 м от метро. Для продажи цветов, прессы и билетов исключений не будет. Под снос пойдет более тысячи павильонов и ларьков. Нововведения объясняют борьбой с терроризмом.
Комитет имущественных отношений (КИО) подготовил поправки в постановление правительства СПб № 1045 о размещении на городской земле нестационарных торговых объектов (НТО): павильонов, ларьков, киосков и автолавок. Он запрещает размещать НТО ближе 100 м от метро.
Сейчас минимальное расстояние вдвое меньше — 50 м. Причем для торговли цветами, театральными билетами, газетами и журналами сделано исключение — такие объекты можно размещать у входа в вестибюли станций метро. Новый документ таких послаблений никому не дает. Адреса в 100–метровой зоне будут исключены из схемы размещения нестационарной торговли. Демонтировать и переносить свои павильоны придется всем.
Защита от терактов
"Проект постановления разработан в целях обеспечения требований антитеррористической защищенности станций метрополитена и безопасного прохода больших масс людей", — сказано в пояснительной записке за подписью вице–губернатора Петербурга — председателя КИО Михаила Мокрецова. В документе (есть в распоряжении редакции) ничего не сказано о сроках, за которые нужно убрать объекты из 100–метровой зоны. В пятницу на запрос "ДП" в комитете не ответили.
"Если руководствоваться законом о торговле, то никакие новые ограничения не должны служить основанием для пересмотра действующих договоров. Тех, кто арендует участки на законных основаниях, трогать не должны. В Петербурге планируются к открытию несколько новых станций метро, рядом с ними сразу можно будет устанавливать 100–метровую зону, свободную от торговли", — говорит председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков. По его словам, увеличение расстояния, на котором можно легально торговать рядом с метро, с бизнес–сообществом не обсуждалось.
Убрать насовсем
Ставить ларьки ближе 50 м к станциям метро в Петербурге запретили в 2005 году по инициативе губернатора Валентины Матвиенко. Тогда демонтировать пришлось несколько тысяч киосков по всему городу. В 2012 году, уже при губернаторе Георгии Полтавченко, утвердили схему размещения НТО, в ней находится 9 тыс. участков. Почти треть из них не заняты арендаторами.
По оценке главы НП "Содействие малому бизнесу" Янины Гришиной, в 50–метровой зоне у каждой станции метро размещено около двух десятков торговых павильонов и автолавок. В Петербурге сейчас 67 станций метро — получается, что под снос пойдет примерно 1,3 тыс. торговых точек.
"Далеко не у каждой станции метро есть свободные места в 100 м. Павильоны будет просто некуда ставить: все упрется в дома, газоны или коммуникации. Значит, их уберут совсем", — прогнозирует Янина Гришина.
"Это очень плохая новость. 100 м от метро — это значительное расстояние. Большинство наших объектов просто нет смысла переносить. Проходимость значительно снизится. К тому же нет гарантий, что в 100 м будут технические возможности для того, чтобы установить павильон", — говорит Александр Баранов из "Метропресса".
В сетях цветочных салонов "Оранж" и "Цветовик", у которых есть павильоны около метро, комментировать инициативу КИО отказались. Зато на условиях анонимности предприниматели более откровенны. "Вопросы безопасности находятся за пределами компетенции КИО. Террорист с рюкзаком прошел через турникет и рамки метрополитена. Какое отношение этот инцидент имеет к нашей торговле рядом с вестибюлем метро?" — возмущается владелец сети торговых точек.