Судостроители потеряли 26 млрд рублей из–за сокращения заказов от Минобороны и ФСБ. Компенсировать потери корабелы рассчитывают за счет гражданских заказов: ледоколов, морских платформ, пассажирских судов.
Благодаря военным заказам оборот российских судостроительных и судоремонтных заводов в 2015 году достиг рекордной отметки 319 млрд рублей, что на 64% выше уровня 2012 года (тогда начался бурный рост заказов на строительство судов и боевых кораблей). Но уже в 2016 году из–за дефицита бюджета и необходимости урезать в том числе военные расходы судостроители потеряли в доходах 26 млрд рублей (8%), совокупная выручка российских судостроителей сократилась до 293 млрд рублей. Причем 33% от этой суммы приходится на верфи Петербурга и Ленобласти, которые потеряли в доходах за прошлый год почти 700 млн рублей. Поэтому развитие гражданского судостроения стало главной темой, обсуждавшейся корабелами на прошедшей в Петербурге судостроительной выставке "Нева–2017".
Рыбаки иссякли
Сокращение гособоронзаказа уже ощутили крупнейшие верфи Петербурга. Например, петербургская Северная верфь (входит в пятерку крупнейших судозаводов страны) получила последний военный заказ в октябре 2016 года. Игорь Пономарев, возглавивший Северную верфь в начале 2017–го, надеется в обозримой перспективе получить новые военные заказы, но сетует, что госпрограмма вооружения еще не подтверждена финансовыми ресурсами, так как не принят бюджет страны. Поэтому ясности со сроками и объемом военных заказов нет. "Если по военным заказам у нас есть программа, рассчитанная на длительный срок, мы понимаем, что надо строить, то по гражданскому судостроению картина менее ясная. Если бы была такая программа, то мы могли бы прогнозировать загрузку", — объясняет ситуацию Игорь Пономарев. По его словам, судозавод сейчас борется за строительство семи траулеров за 44,6 млрд рублей для Русской рыбопромысловой компании, больше 40% паев которой контролирует Глеб Франк (сын Сергея Франка, главы крупнейшей в РФ судоходной компании "Совкомфлот"). В этом конкурсе участвуют крупнейшие судозаводы Петербурга и Ленобласти.
Рыбаки сегодня — наиболее понятные заказчики среди гражданских. Правительство РФ пообещало выделять дополнительные квоты на вылов биоресурсов тем рыбопромысловым компаниям, которые закажут постройку новых рыболовных судов на российских верфях и по российскому проекту. Этот факт воодушевил судостроителей, и последние 2 года они энергично боролись за заказы рыбаков. Как ранее писал "ДП", более других преуспел Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), заключив новых контрактов почти на 40 млрд рублей.
На Северо–Западе спрос на рыболовецкие суда почти удовлетворен, отмечают судостроители. За новыми заказами верфи пошли на Дальний Восток. Например, судозавод "Пелла" миллиардера Герберта Цатурова (268–е место в рейтинге "ДП") заявил о планах создания за 2 млрд рублей филиала на Дальнем Востоке для строительства рыболовных судов.
Плавучие ветрогенераторы
По словам генерального директора ВСЗ Александра Соловьева, сейчас возникает интересная тема с ледоколами для проектов "Новатэка" в районе Карского моря. ФГУП "Атомфлот" (структура Росатома) изучает возможность строительства четырех ледоколов мощностью 40 МВт. Они будут либо атомными — и их будет строить Балтийский завод, либо двутопливными (дизельное топливо и сжиженный природный газ) — тогда заказ может получить ВСЗ. Стоимость строительства двутопливного ледокола оценивается в 20 млрд рублей, атомный вдвое дороже. "Это очень интересный проект. Я намерен за него побороться", — замечает Александр Соловьев.
Глава Атомфлота Вячеслав Рукша на "Неве–2017" провел переговоры с главой Балтзавода Алексеем Кадиловым и с Александром Соловьевым, но пока окончательное решение о том, какие ледоколы строить, не принято. Предположительно ясность появится в конце этого года, а весной 2018–го один из судозаводов может получить контракт.
Высока вероятность, что заказ уйдет на ВСЗ, так как Балтзавод сейчас загружен строительством трех атомных ледоколов 60 МВт. И не все с этим заказом идет гладко: сроки сдвигаются из–за необходимости импортозамещать важное оборудование, в производстве которого участвует группа "Кировский завод" Георгия Семененко.
А дизель–электрический ледокол "Виктор Черномырдин" (ЛК–25) для Росморпорта Балтзавод передал на достройку Адмиралтейским верфям. По информации источников "ДП", за достройку доплатят из федерального бюджета 2,8 млрд рублей сверх сметной стоимости ЛК–25. В 2011 году, когда заключался контракт, строительство ЛК–25 оценивали в 7,9 млрд рублей. После девальвации денег на закупку импортного оборудования стало не хватать. В начале 2017–го правительство выделило 700 млн рублей, но этого оказалось мало.
А Средне–Невский судостроительный завода (СНСЗ) может получить контракт на строительство плавучей платформы для ветрогенераторов. Но главная надежда СНСЗ — это обновление пассажирского флота. Под эти цели СНСЗ по заказу Минпромторга разработал пассажирский катамаран из композитных материалов. Разработка этого судна и создание опытного образца обошлись в 450 млн рублей. Кроме того, СНСЗ рассчитывает продолжить строительство многоцелевых катеров "Рондо" для погранслужбы ФСБ РФ.