Компания "Ник" выдавливает бывшего подрядчика "частного трамвая" с рынка строительства трамвайных путей

Автор фото: Ковалев Петр
Трамвай "Витязь".

Пока "МК-20СХ", бывший основной подрядчик в строительстве первой частной трамвайной линии в Петербурге, решает проблемы, вызванные участием в этом проекте, его основной конкурент активно расширяется. Компания "Ник" получила подряд на 448 млн рублей и увеличила объем госзаказов с начала года до 1,1 млрд рублей.

АО "Ник" проведет капитальный ремонт трамвайных путей на Среднеохтинском пр. за 448 млн рублей, что увеличит объем ее государственных подрядов в 3 раза относительно 2016 года. Компания занимает нишу ремонта и строительства трамвайных путей в Петербурге, где некогда доминировала "МК-20СХ" - бывший подрядчик в проекте "частного трамвая" "Группы ЛСР" и ИК "Лидер".
"МК-20СХ" оказалась в сложной ситуации, когда "ЛСР-Строй" (входит в "Группу ЛСР") разорвал с ней контракт на реконструкцию трамвайных путей для будущего проекта. Сейчас компания переходит в собственность Всероссийского банка развития регионов и практически свернула деятельность.
Заказчиком ремонта выступило СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства". "Ник" предстоит до середины октября 2019 года отремонтировать более 2 км трамвайных путей на участке от Красногвардейской пл. до Крюковой ул. Среднеохтинского пр.
Конкурентом "Ник" на конкурсе выступило ЗАО "Строинвест", которое хоть и предложило провести ремонт на 2 млн рублей дешевле, чем "Ник", но подряд не получило. Заявку "Стройинвеста" отклонила конкурсная комиссия. Судя по данным СПАРК, ранее государство никогда не заказывало компании ремонт трамвайных путей. Основной ее профиль - строительство. С начала года "Стройинвест" получило государственных подрядов на сумму более чем 700 млн рублей, и большая часть из них связана со строительством зданий.
На рынке строительства трамвайных путей "Ник" работает уже 25 лет. Руководит компанией ее совладелец Владимир Нижегольцев. Имена других совладельцев компании скрыты. Оборот компании по итогам 2016 года превысил 537 млн рублей. Пока бывший лидер рынка "МК-20СХ" занят разрешением проблем, которые ей принесло участие в концессионном соглашении, "Ник" активно собирает государственные подряды на ремонт и строительство трамвайных путей. Если в 2016 году "Ник" получила несколько заказов на сумму 350 млн рублей, то с января 2017 года и по настоящий момент они получили подрядов на сумму свыше 1,1 млрд рублей. Крупнейший из них - капитальный ремонт трамвайных путей на пр. Авиаконструкторов за 497 млн рублей.

Подрезанные трамваем

Еще пару лет назад в Петербурге лидером в ремонте и строительстве трамвайных путей считалась компания "МК-20СХ". Сейчас же она оказалась в сложном положении. В 2015 году, к примеру, "МК-20СХ" получила госзаказов на 2,2 млрд рублей, а оборот компании по итогам 2016 года превышал 1 млрд рублей.
В сентябре 2017 года "МК-20СХ" потеряла контракт с "ЛСР-Строем". В его рамках она должна была закончить один из первых этапов строительства "частного трамвая" — крупного петербургского инвестпроекта. "ЛСР–Строй" привлекла к строительству трамвайных путей больше двух десятков подрядчиков. Один из крупнейших подрядов получило АО "Ник".
Общий объем капитальных вложений в проект "частного трамвая" составляет около 6,9 млрд рублей. Проект реализует Транспортная концессионная компания (ТКК) — совместное предприятие ЗАО "Инвестиционная компания "Лидер" и ПАО "Группа ЛСР". Концессионное соглашение с ТКК Смольный подписал в мае 2016 года. Трамвай должен связать станцию метро "Ладожская" с принадлежащими "Группе ЛСР" 175 га территорий бывшего аэропорта Ржевка во Всеволожском районе Ленобласти.
Перспективный пассажиропоток этой линии оценивается в 33,2 млн человек в год. Концессионер получит трамвайную линию в пользование на 30 лет после завершения строительства.
В сентябре выяснилось, что сдача проекта задерживается на 2 месяца. Городские власти и ТКК обменялись взаимными обвинениями в задержке работ. Из-за проблем с запуском трамвая и пропажи выданного субподрядчику, компании "МК–20СХ", аванса в размере 726 млн рублей из "Группы ЛСР" ушел заместитель генерального директора Борис Мурашов. До марта 2017 года он также возглавлял входящую в группу "ЛСР–Строй" и привлек к работам "МК-20СХ".
Сейчас "МК-20СХ" переходит в собственность подконтрольного "Роснефти" Всероссийского банка развития регионов (ВБРР). ВБРР является санатором банка "Пересвет", который давал гарантию на 726 млн рублей аванса, выданного подрядчику "ЛСР–Строем".