Наталья Волынская, руководитель Северо–Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ (СЗД), об авансе доверия Владимира Мединского, знакомстве с Борисом Ротенбергом, проектах в Петербурге и Ленобласти и черных списках подрядчиков.
Наталья Владимировна, вы филолог по образованию. Как попали в реставрацию?
— Я по первому образованию методист — организатор процессов. А если умеешь организовать, то будешь делать это в любой области. А вот любовь к старым кирпичам была во мне всегда. Одно из первых детских воспоминаний — восхищение бабушкиным антикварным креслом. Живу я в центре Петербурга в вековом доме с печью и не представляю себя в новостройке. Так что тема старинных вещей и реставрации естественно проходит через всю мою жизнь.
Вы уже год у руля СЗД, но до сих пор не рассказывали о своем назначении. Как оно произошло?
— До приглашения в дирекцию я работала заместителем генерального директора по производству в институте "ЛенПроектРеставрация". Помогала компании выходить из банкротства, разбираться с долгами и фактически с нуля формировать команду специалистов. На момент моего ухода уже 60 высокопрофессиональных специалистов трудились в "ЛенПроектРеставрации".
Предложение возглавить СЗД было неожиданным, но я согласилась: понимала, что это отличная возможность реализовать свои профессиональные качества, выйти на новый уровень. Сегодня наша команда отвечает за возрождение около 80 объектов культурного наследия на территории Северо–Запада России.
Вас кто–то рекомендовал министру?
Вас называют человеком Ротенберга. Видимо, потому, что вы арендуете земельный участок в Токсово площадью 1,26 га, принадлежащий Борису Ротенбергу. Это бизнес или дружеские отношения?
— С Борисом Ротенбергом мы знакомы с того времени, когда он был частным заказчиком.
С чего вы начали работу в СЗД?
— Первые месяцы в дирекции кроме работы в моей жизни больше ничего не было. Мне пришлось молниеносно погружаться в процесс. Конец года, закрытие контрактов, прием объектов. Старалась сделать все возможное для того, чтобы контрактные обязательства были исполнены. Но по нескольким крупным проектам завершение работ в срок отразилось бы на качестве их выполнения. Мои аргументы в пользу качества были услышаны в министерстве, нам дали время для продолжения работ.
Вы решились сказать нет министру?
— Быть гонцом с плохими новостями, конечно, неприятно. Но, как говорится, наше дело правое. Дирекции на порядок увеличен фронт работ. Это произошло в результате перераспределения функций госзаказчика внутри Министерства культуры. Из Москвы инспектировать весь Северо–Запад сложно, поэтому было принято решение передать объекты в ведение дирекции.
Штат вам тоже кратно увеличили?
— Нет, мы справляемся теми силами, что есть сегодня. Мы провели реструктуризацию дирекции: закрепили за проектами руководителей, на которых возложили ответственность за реализацию проекта — от этапа составления технического задания до сдачи объекта в эксплуатацию. Внедрили входной контроль материалов на объектах.
Кстати, часть специалистов прежней команды ушла сразу, и в целом штат обновился на 90%.
Насколько выросли бюджеты дирекции?
— Наш бюджет увеличен до 3,8 млрд рублей. Самый крупный проект на сегодня — это Соловки. Трудный проект. Доставлять туда рабочих и материалы нелегко, а сезон короткий. Не все прежние контракты на Соловках были завершены. Но мы начали работать. Назначили молодого энергичного руководителя проекта. Сейчас там постоянно находится наш технический надзор. Так что реставрация соловецкого ансамбля неизбежна.
По нашей информации, музей мирового океана в Калининграде тоже строите вы.
— Да, работы по строительству музейного комплекса ведутся. Здание задумано в виде огромного светящегося шара, который можно будет увидеть даже из космоса. Работы на объекте должны быть завершены в 2018 году.
Есть ли у СЗД новые объекты в Петербурге и Ленобласти?
— В Ленобласти мы участвуем в возрождении исторической части Выборга: башня Святого Олафа, Часовая башня, башня Ратуши, Земляной вал, Южный бастион, а также православные храмы в Путилово, Луге и Зеленце.
В Петербурге объектов не так много, но каждый исторически уникален: особняк Штиглица, Академия художеств, консерватория, подворье Оптиной пустыни на наб. Лейтенанта Шмидта, Иоанновский монастырь на наб. реки Карповки. В Новодевичьем монастыре ведем замену кровли с металла на черепицу, что соответствует изначальной задумке архитектора. Перед подрядной организацией стоит задача к концу года снять с храма строительные леса.
Недавно вы расторгли три контракта с "Балтстроем", который занимался зданием консерватории на Театральной пл. Почему?
— Существенных претензий к исполнителю контракта у нас не было. Контракты расторгли по соглашению сторон в связи с тем, что их условия были сформулированы некорректно. Если грубо, то надо было покрасить стену, которая еще не построена. Технологическая последовательность действий была нарушена. Но подрядчик в этом не виноват. Нам пришлось переформировывать состав работ и объявлять новый конкурс. "Балтстрой" мог принять в нем участие, но не заявился. Новый конкурс выиграла компания "Меандр", она приступила к работам. Завершим проект в 2019 году.
А почему расторгли контракт с компанией "Ремстройфасад", которая занималась реконструкцией Интендантских складов на ул. Глинки?
— Этот контракт мы расторгли в одностороннем порядке. Подрядчик допустил отставание от графика 4 месяца и фактически приостановил работу. Кроме того, были к нему и существенные вопросы по качеству. Сегодня полы, которые делал "Ремстройфасад", прогнили, и их нужно менять. У нас масса фотофиксаций откровенного брака в работе.
К сожалению, судья посчитала доказательства дирекции неубедительными. Судью интересовал один вопрос: почему до суда Северо–Западной дирекцией не была проведена экспертиза объема работ, который подрядчик считает выполненным? Ответ прост. Дирекция по уставу наделена функцией технического надзора (строительного контроля) и является уполномоченным органом для фиксации фактического объема и качества выполняемых работ на объектах строительства, реконструкции и реставрации по всей стране. В привлечении дополнительных специалистов у нас нет необходимости. К тому же дирекция дважды приглашала "Ремстройфасад" на площадку для фиксации объема выполненных работ — и дважды подрядная организация не явилась. Без совместного освидетельствования процедура приемки работ не может быть признана законной. Мы будем отстаивать свою позицию и уже подали кассационную жалобу.
Основные работы на ул. Глинки, 2, необходимо завершить к концу года. Уже сняли строительные леса с фасадов, и петербуржцы могут наслаждаться прекрасными видами здания Интендантских складов и со стороны ул. Декабристов, и со стороны наб. реки Мойки. Полностью завершить работы на объекте планируется в 2018 году.
Офис СЗД переедет на ул. Глинки из здания "Лениздата"?
— Да, мы планируем переезд. Туда же переберутся другие подведомственные министерству организации. В частности, ГЦСИ "Росизо" и Российское военно–историческое общество. При этом большую часть помещений займет консерватория.
И как будете с ней сосуществовать?
— Замечательно. С апреля мы детально пересмотрели объемы на объекте и внесли коррективы в проект. В частности, отказались от парковок во дворе. В проекте — создание общественного пространства с большим количеством зелени и сценой, на которой можно будет организовывать камерные концерты классической музыки.
Удалось легализовать изменения в проекте Российской национальной библиотеки?
— С большим трудом. Проект непростой. Работы начались в 2009 году. Тогда заказчиком была сама библиотека. Подрядчик "Невисс–Комплекс" выполнил часть работ и обанкротился. Объект передали нам. Надо было с точностью до миллиметра разобраться, что и как там сделано. Спасибо новому подрядчику — он пошел навстречу и исправил ошибки, которые были допущены предыдущим исполнителем работ. Так нам удалось выйти из затруднения. Этот проект мы завершаем. Думаю, в течение ближайшего месяца сможем приглашать гостей на открытие.
А что происходит с Театром Европы? Прежний подрядчик работ оспорил свое отстранение от проекта в суде.
— Да. Мы подаем кассацию на решение Апелляционного Арбитражного суда.
Замечу: по–настоящему страшно, что безнаказанность, которая все еще сопровождает недобросовестных людей, порождает отчаянную наглость. Очень надеюсь, что нам удастся с помощью настоящей судебной и исполнительной власти искоренить из истории замечательных строительных и реставрационных проектов в Петербурге наглых и беспринципных подрядчиков и впредь не допустить практики унижения государства и причинения ему ущерба в размере сотен миллионов рублей.
Когда завершится ваша работа на объекте Академии балета им. Вагановой?
— Общежитие академии — интересный проект, в его реализации активное участие принимает ректор Николай Цискаридзе. Завершим его к концу осени.
Нет ли у СЗД планов создать черный список подрядчиков, с которыми был негативный опыт сотрудничества?
— Нет, мы не планируем создавать черный список. Но, выбирая подрядчика, мы выставляем обязательные требования к опыту работы в рамках государственных контрактов, отсутствию судебных процессов в качестве ответчика и практик одностороннего расторжения контрактов. Предложенная цена — не единственный критерий выбора партнера. Да, мы стремимся экономить бюджетные деньги. Но гораздо важнее, чтобы проект был качественно реализован.
Как складываются ваши отношения со Смольным?
— У нас диалог и взаимодействие. Точек пересечения немного, но, когда пересекаемся, нам всегда идут навстречу: и представители органов власти, и монополисты — поставщики энергоресурсов.
Остается время на что–то кроме работы?
— У меня трое детей. Свободное время стремлюсь проводить с ними. Конечно, совмещать большую семью и работу непросто. Но дети все понимают.
Кроме того, мне много приходится учиться. Сейчас получаю третье высшее образование (первые два — филологическое и юридическое) в сфере промышленного и гражданского строительства.
Биография
Наталья" Волынская Родилась в Ленинграде. Окончила РГПУ им. Герцена, юрфак Северо–Западного института управления РАНХиГС. До 2015 года работала директором по развитию ООО "Формика Групп", затем — замдиректора "Ленпроектреставрации". В 2016 году стала исполнительным директором, затем исполняющей обязанности директора ФГБУ "СЗД". С мая 2017 года — директор ФГБУ "СЗД".