Комитет имущественных отношений будет закупать за счет бюджета Петербурга павильоны, ларьки и киоски, а затем сдавать в них торговые места в аренду предпринимателям. В Москве за 2 года потратили более 4 млрд рублей на закупку и установку государственных ларьков.
В Петербурге стартует реформа в сфере нестационарной розничной торговли. В Смольном решили пойти по пути мэрии Москвы и сменить частные ларьки государственными. До сих пор предприниматели арендовали у города земельные участки, на которых сами устанавливали торговые павильоны. От этой практики решено отказаться.
Госзакупки ларьков и киосков
Комитет имущественных отношений (КИО) под руководством вице-губернатора Михаила Мокрецова разработал проект постановления правительства СПб, который наделяет этот комитет полномочиями по приобретению в государственную собственность Петербурга за счет средств городского бюджета нестационарных торговых объектов (НТО). Также КИО будет контролировать размещение и содержание государственных павильонов, киосков, ларьков и автолавок.
В пресс-службе КИО пояснили, что сейчас рассчитывают необходимый объем средств для приобретения типовых НТО (киосков и павильонов). Комитет подготовит поправки ко второму чтению проекта закона о бюджете Петербурга на 2018 год. Временные торговые объекты будут приобретаться КИО по результатам конкурентных процедур.
"Размещение НТО, приобретенных за счет средств бюджета Петербурга, будет осуществляться на свободных от прав третьих лиц земельных участках, включенных в схему размещения НТО. Принятие проекта не будет являться основанием для изменения, расторжения действующих договоров в отношении НТО. Предприниматели также не будут лишены права, как прежде, оформлять в пользование городские земельные участки и устанавливать на них собственные НТО", - подчеркивают в комитете.Сейчас в схеме размещения 9 тыс. адресов, 2,8 тыс. из них свободны от арендаторов.
Установка государственных ларьков позволит решить проблему с субарендой. Чиновники считают, что бизнес не вправе сдавать в субаренду торговые места в павильонах, которые они установили на городской земле. Предприниматели, напротив, настаивают на том, что это не суб-, а просто аренда, потому что сдают они не землю, а торговый объект с инфраструктурой. В мае Арбитражный суд Петербурга принял к производству иск ООО "Афина" против КИО. С этой компанией, оператором торговых площадей, власти расторгли договор размещения из-за сдачи другим предпринимателям торговых мест. Рассмотрение дела в суде продолжается. В других регионах, решая тот же вопрос, суды уже встали на сторону бизнеса. В государственных киосках власти будут заниматься тем, что сейчас запрещают бизнесу: строить инфраструктуру и сдавать в аренду.
Высокопоставленные источники в имущественном блоке говорят, что принципиальное решение по постепенному переходу на городские торговые павильоны уже принято. Для города потери от сноса частных ларьков будут несущественными, в сумме налоговые отчисления от всех НТО в городской бюджет, как рассказал "ДП" источник в Смольном, не превышают 178 млн рублей в год. Между тем оборот нелегальной торговли в городе оценивают в сумму до 40 млрд рублей.
В комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга (КППР) сообщили, что этот документ — инициатива исключительно КИО. Ранее глава комитета Эльгиз Качаев заявлял, что "выделение участков под временную торговлю — это социальная поддержка государством малого бизнеса, и странно оказывать ее тем, кто сам не работает. Для нас ценен московский опыт — столичные власти сами построили павильоны, раздают торговые места на конкурсной основе. И никакие спекулянты не проходят, в отличие от ситуации в Петербурге".
Непрофильный КИО
"В теории это нормальная инициатива, но есть одна проблема. Если бы власти поставили государственные киоски рядом с нашими — это была бы добросовестная конкуренция, снизились бы цены. Хотя непонятно, зачем городу и КИО заниматься непрофильной деятельностью? Очевидно, что у Петербурга не те возможности бюджета, что у Москвы. Разрушить частный бизнес КИО вполне по силам, а вот создание эффективного государственного — сомнительно. Каждый должен заниматься своим делом", — говорит владелец ООО "Монолит" Ашот Эфендиев. По его словам, уже видно, что КИО ведет целенаправленную политику по освобождению торговых мест под надуманными предлогами. "Нам пока говорят, что договоры аренды до срока расторгать не будут. Но продлить их уже сейчас невозможно. Видимо, для того, чтобы государственные объекты поставить на наших местах. Мы считаем, что это возврат к девяностым годам, проще говоря, рэкет. Нас выгонят и поставят на этом месте свои объекты. А мы уже вложили в это место деньги, провели коммуникации, сделали проекты", — сетует он.
"Реализовывать свой проект КИО планирует в 2018 году. Дадут нам достоять до окончания наших договоров аренды? Сейчас невозможно сказать. Вчера еще никто не говорил о стометровой "запретной" зоне. От КИО сейчас всего можно ждать. По моему мнению, вице-губернатор Михаил Мокрецов ведет направленную политику против временной торговли, — полагает Юрий Рагулин, владелец сети торговых павильонов. — Думаю, они сделают так: снесут много маленьких киосков, которые работают сейчас, и поставят два пятидесятиметровых. Арендаторы будут те же самые. Если они построят новые, не убрав нас — никто у них не снимет, потому что зачем кому-то быть десятым продавцом цветов у метро".
Предприниматель, организатор ярмарок Павел Краев называет готовящуюся реформу "гениальной идеей". "Для всех этих городских ларьков Смольный, разумеется, выберет оператора, и он-то и будет зарабатывать деньги для кого-то", — прогнозирует он.
Московский опыт
Первые государственные ларьки появились в Москве 2 года назад. Основная часть договоров на размещение павильонов, установленных предпринимателями, истекла в апреле 2015 года, это коснулось 5,5 тыс. объектов. После демонтажа частных ларьков на эти места начали ставить государственные. По данным департамента Москвы по конкурентной политике, из бюджета столицы в 2016 и 2017 годах выделили 4,1 млрд рублей на закупку более чем 3 тыс. киосков для розничной торговли. Мэрия стала выставлять на торги собственные торговые точки: готовые, укомплектованные и подключенные к сетям торговые объекты. Право их аренды распределяли на электронных аукционах. Руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявлял журналистам, что расходы на киоски в Центральном административном округе окупились за 15 месяцев.
Реформа не избежала коррупционных скандалов: активисты Общероссийского народного фронта подсчитали, что расходы на закупку ларьков завышены. Одна торговая точка обходилась бюджету в 1,7 млн рублей. По их данным, аналогичные по техническим характеристикам павильоны можно приобрести вдвое-втрое дешевле. К осени 2017 года в Москве по новым правилам было сдано в аренду более 4 тыс. городских торговых павильонов. Впрочем, не все госларьки оказались востребованными у бизнеса, около 700 киосков, установленных в непроходных местах, сдать в аренду не удалось.
“
В Москве есть сайт — подаешь электронную заявку, описываешь, чем торгуешь, и тебе дают место. Есть льготы. Для тех, кто соответствует определенным требованиям по виду продукции и обороту, такие государственные домики обходятся в 0 рублей. Стоят эти госдомики для торговли в самых лучших местах — на Театральной пл., на Тверской, в ГУМе и так далее. Они очень красиво украшены. Никаких бельевых прилавков с Апрашки, как у нас, там нет. Я приветствую инициативу КИО — будет больше порядка и меньше нелегалов.
Михаил Белоногов
ИП Белоногов (занимается торговлей на ярмарках)
“
Недавно ФАС подготовила документ о том, что государство слишком активно лезет в экономику и самим фактом вмешательства нарушает конкурентную среду. Есть отрасли, где это неизбежно, может быть, оборонная промышленность. Но никак не малый бизнес. К тому же сдачу в аренду торгового объекта Смольный считает незаконной. Это странно и само по себе: по этой логике каждый путешественник должен сам строить гостиницу. Но еще более странно, что власти не допускают такую аренду для бизнеса, а себе решили позволить.
Алексей Третьяков
глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
“
Зачем делать то, что предприниматели и так делают сами. Зачем придумывать велосипед и нагружать бюджет, который сейчас и так в дефиците. Теоретически это окупится — но только теоретически и неизвестно когда. Я понимаю, что Петербург пытается идти по лекалам Москвы, но там совершенно другие бюджетные возможности, другие отношения с предпринимателями. У нас в городе просто нет таких денег, и строить сейчас ларьки за государственный счет — это не необходимость, а странная роскошь.
Янина Гришина
председатель РОО "Содействие малому бизнесу"