Ассоциация риелторов решила побороться за часть рынка брокерских услуг по продаже строящегося жилья в Петербурге. Его оборот составляет 8,6 млрд рублей в год, увеличившись за последние 7 лет почти в 10 раз.
Ассоциация риелторов Петербурга (крупнейшее объединение агентств недвижимости города) предложила застройщикам продавать их квартиры в новых домах. "Девелоперу достаточно заключить один брокерский договор с ассоциацией, и его квартиры будут продавать все агентства, входящие в объединение. Это позволит строителю заключить одновременно договор не с одним, а сразу со 130 агентствами недвижимости", — говорит президент Ассоциации риелторов Игорь Горский.
Он сообщил, что в начале года ассоциация подписала соглашение о сотрудничестве с ГК "Пионер", по которому все агентства стали продавцами компании на единых условиях. "И за полгода продали недвижимости на 1 млрд рублей. Сейчас ведем переговоры с другими компаниями", — рассказал он. Но участники рынка говорят, что это предложение запоздало на несколько лет — большинство практикующих агентов проводят сделки напрямую с застройщиками через компании-агрегаторы (например, "Нмаркет.ПРО").
Строители признаются, что у сотрудничества с агентствами много плюсов. "Они увеличивают количество сделок за счет привлечения дополнительной целевой аудитории, с которой не работают наши отделы продаж, — например, это клиенты, которые продают через агентство недвижимость на вторичном рынке, чтобы потом купить новое жилье", — говорит директор по продажам и продвижению "СПб Реновация" Ольга Захарова.
"В агентства также обращаются люди, которым нужно быстрее выбрать квартиру, рассмотрев проекты нескольких застройщиков", — добавляет Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена" (продает через агентства 30% квартир).
Сейчас все крупнейшие агентства недвижимости так и действуют. И непонятно, что нового может предложить ассоциация, говорят эксперты. "Они, по сути, являются агрегаторами и собирают под своим крылом свободных риелторов. Так что ассоциация — не единственная организация, предлагающая услуги этого рода", — говорит руководитель маркетинга и аналитики "Лаборатории МЕТРОВ" Елизавета Яковлева.
"Сегодня у нас заключены договоры практически со всеми агентствами недвижимости, реально работающими на рынке. С каждым из агентств у нас действует прогрессивная шкала, которая регулирует вознаграждение в зависимости от объема сделок компании. Застройщику не совсем разумно выплачивать небольшим компаниям такое же вознаграждение, как агентствам, которые продают в десятки раз больше наших объектов", — объясняет директор департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев.
Директор по маркетингу Mirland Development Елена Валуева сомневается, будет ли предложенная Ассоциацией риелторов схема работать в сложившихся рыночных условиях. "Крупные агентства недвижимости, имеющие эксклюзивные контракты с девелоперами, сами нередко заключают так называемые субагентские договоры с другими агентствами или риелторами — индивидуальными предпринимателями. В случае, если у застройщика есть свой отдел продаж (а он на сегодняшний день есть у большинства крупных девелоперов), агентства недвижимости также привлекаются как субагенты", — рассказывает она.
При этом, как говорят эксперты, рынок сформировал не только ценовые планки, но и условия работы. "Пока пользоваться мы не планируем, — скептически настроен гендиректор ООО "ЦРП "Петербургская недвижимость" Олег Пашин. — У "Петербургской недвижимости" — крупнейшего брокера на рынке строящегося жилья (занимает 30% рынка. — Ред.), — уже есть договоры со всеми крупными компаниями города".
Но есть и оптимисты. По мнению Ольги Захаровой из "СПб.Реновации", "новые сбытовые возможности, которые расширяют поле коммуникации покупателя и продавца, — это положительный момент для любого рынка, поэтому появление новых инструментов в области дистрибуции можно только приветствовать". "Работа с риелторами важна для застройщика, поскольку позволяет охватить значимый сегмент покупателей, которые, приобретая жилье в новостройке, одновременно реализуют имеющуюся недвижимость на вторичном рынке", — рассуждает она.
"Работа с большим количеством участников, но по одному договору существенно сэкономит время, которое тратится застройщиками на взаимодействие, обучение, обмен информацией и так далее, создаст одинаковые условия для всех игроков рынка. Но это будет востребовано только на рынке масс-маркет. Продажа жилья высокого класса — это штучные сделки, и здесь требуется не охват, а профессионализм", — заключила директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg Екатерина Немченко.