Федеральные власти декларируют приоритет развития транспорта на природном газе. Но субсидии, с участием которых в прошлом году было продано до 90% техники, на 2018 год все еще не утверждены.
Основные программы и указы по внедрению газомоторного топлива были приняты в Кремле и в Смольном в 2013–2014 годах, но развитие этого рынка идет медленно. На прошлой неделе на защиту газа вновь встал президент Владимир Путин. Выступая на открытии Российской энергетической недели, он заявил, что электромобили — это, конечно, хорошо и, может быть, он даже купит себе Tesla, но до их повсеместного внедрения еще очень далеко, а самым перспективным и экологичным остается газомоторный транспорт.
Оператором по развитию газомоторного рынка поставлена дочерняя компания "Газпрома", так что помимо улучшения экологии стоит задача и сбыта газа монополистом. Главное, что тормозит развитие рынка, — проблема курицы и яйца: машины на газу не покупают, потому что в регионах слабо развита сеть газовых заправок, а сеть газовых заправок развивается медленно, поскольку она недозагружена — мало потребителей, то есть транспорта на газе.
Заправочные обещания
Говоря о поддержке газового топлива для транспорта, власти имеют в виду природный газ — в его составе превалирует метан. Метан могут использовать для топлива в сжатом виде — он поступает по газопроводам прямо на заправки, где после подготовки его сжимают в компрессорах, такой вид топлива называется компримированный природный газ (КПГ). Кроме того, в качестве транспортного топлива может использоваться сжиженный при низких температурах природный газ (СПГ) — он более энергоемок и поэтому больше подходит для грузового, морского и железнодорожного транспорта. Таким образом, в расчет не берется еще один вид газового топлива — сжиженный углеводородный газ (СУГ), то есть пропан–бутан, который образуется в результате нефтепереработки. Он считается менее экологичным и более опасным.
По данным компании "Газпром газомоторное топливо", объемы потребления метана в качестве газомоторного топлива растут: по сравнению с 2016 годом компания продала (по состоянию на сентябрь) на 50% больше топлива, рассказал на Петербургском международном газовом форуме заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании "Газпром газомоторное топливо" Денис Корниенко.
В Петербурге и Ленобласти действует девять станций, заправляющих природным газом (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций — АГНКС), из них семь принадлежат "Газпрому". В черте города пока всего четыре станции. В начале года "Газпром" подписал соглашение со Смольным о строительстве еще 20 АГНКС до 2020 года.
Загрузку станций должен во многом обеспечить общественный и спецтранспорт. По федеральному указу 2013 года в городах–миллионниках к 2020 году 50% таких машин должны работать на газе. В Петербурге у городского "Пассажиравтотранса" есть 102 газомоторных автобуса, еще сотню планируется закупить в следующем году, но даже с такой поправкой это всего 10% автобусов компании. Газовые автобусы есть в парке "Питеравто", а газовый спецтранспорт — у ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга", запланирована покупка газомоторных микроавтобусов для ремонтных бригад ГУП "Ленсвет", технику на природном газе использует частный автопарк "Спецтранс № 1". Программа по переводу транспорта на метан действует в подразделениях "Газпрома".
Маржа на субсидиях
Одним из важных аспектов стимулирования рынка газомоторного топлива в последние годы было субсидирование российских производителей, благодаря этому они давали скидки на покупку машин. Куратор программы на федеральном уровне сменился:теперь вместо Минпромторга стимулированием рынка будет заниматься Минтранс. В результате смены схемы субсидии производителям на 2018 год до сих пор не утверждены: программа развития рынка, разработанная Минтрансом, уже полгода проходит рассмотрение в правительстве.
В 2014–2017 годах выделялось по 3 млрд рублей ежегодно на субсидии. В прошлом году деньги пошли в основном производителям тяжелой техники, в этом их могли получать и производители легковых машин: АвтоВАЗ как раз начал продажи двухтопливной Lada Vesta СNG.
Но все–таки в общем объеме продаж автомобилей газомоторные пока занимают малую долю. По программе субсидирования в 2016 году было продано 2,075 тыс. машин, а за полгода 2017–го — 2,5 тыс.
"Программа субсидирования очень стимулирует спрос на газомоторную технику: 90–95% автомобилей проданы с ее участием", — отмечает представитель группы "ГАЗ". Но в Минпромторге уверены, что рынок должен постепенно начать расти сам или за счет региональных закупок, поскольку за 4 года сформировались парки техники на газе. "Это само по себе должно стимулировать. Уже видно, что в регионах повышается экологичность", — говорят в Минпромторге.
Но только экология не может развивать рынок, важна и экономическая эффективность. "На самом деле 90% транспорта, купленного по субсидиям, — это плохо. Это говорит о том, что без субсидий транспорт не покупают. Но ведь метан дешевле, чем традиционные виды топлива, в среднем по стране он стоит чуть больше 13 рублей. Не покупают потому, что газовый транспорт намного дороже", — говорит Денис Корниенко. Он утверждает, что дороговизна газомоторного транспорта часто искусственна. "Автопроизводитель, ориентируясь на субсидии, закладывает определенную маржу, которую отбивает через субсидии", — убежден он.
Газ между городами
Иностранная техника на газу также дорога, но по другой причине: на ввоз газовых машин действуют таможенные пошлины выше, чем на дизельные. "Пошлина, по сути, заградительная, она составляет 15%. Мы готовим письмо по этому в вопросу в Минпромторг", — рассказал руководитель направления продаж техники на газомоторном топливе ООО "Скания–Русь" Иван Папазов.
Но в общем это не мешает компании развиваться: она активно внедряет программу, по которой сдает грузовики на газе в аренду (так, например, работает ГК "Деловые линии", осуществляя перевозки по трассе Петербург — Москва). Впрочем, даже на этой, самой загруженной трассе газовых заправок пока недостаточно, и, чтобы заправиться, приходится делать крюк, заезжая в Великий Новгород. В планах "Газпрома" — построить между Петербургом и Москвой к 2020 году восемь КриоАЗС для заправки сжиженным природным газом.
Именно в грузовом транспорте "Газпром" видит основных потребителей СПГ, ссылаясь на опыт Китая. Александр Медведев, зампредправления ПАО "Газпром", упомянул на Петербургском международном газовом форуме, что в прошлом году в Китае насчитывалось 4,9 млн автомобилей на КПГ и 300 тыс. — на СПГ. При этом грузовики на СПГ потребляют в несколько раз больше газа, чем легковые машины на сжатом газе. "Отраслевые эксперты считают, что к 2020 году общее число автомобилей на природном газе в КНР увеличится вдвое, до 10 млн. А потребление газа только в этом секторе достигнет отметки 90 млрд м3 в год", — добавил топ–менеджер "Газпрома". Но по сравнению с Китаем рынок в России развивается медленно.
"Три года совместной грамотной работы — и Россия будет полностью газифицирована, весь транспорт. Нужно действовать и строить заправки, не только для коммерческого, но и для личного транспорта. Говорить о двух–трех заправках — это смешно, 200–300 заправок должны строиться в России каждый год", — уверен представитель по развитию сети АГНКС Евразийского экономического союза Вардан Арутюнян.