Гастрономический туризм будет развиваться в Петербурге. На возросшем турпотоке заработают не только продавцы корюшки и пышек.
На услугах по предоставлению питания для туристических групп и индивидуальных туристов зарабатывают примерно 400–450 петербургских кафе и ресторанов. Туроператоры, отельеры и владельцы ресторанов уже разрабатывают бренд Петербурга как гастрономической столицы России.
Революция кухни
Заведения общепита не только кормят туристов по сходной цене, но стараются разнообразить меню за счет богатой истории города. Например, ресторан при гостинице "Москва" привлекает туристов меню, приготовленным к 100–летию Октябрьской революции, а ресторан "Метрополь", как рассказала владелица торговой марки "Север Метрополь" Елена Шевченко, включает в свое меню блюда, связанные тематически с именно с Петербургом. "Метрополь" работает с 1847 года, — говорит Елена Шевченко, — а "Север" — с 1903–го. Рестораны посещали многие исторические личности". Сегодня "Метрополь" принимает тургруппы до 180 человек. Елена Шевченко отмечает, что у туроператоров принято жестко экономить и, если бы не это, рестораторы могли бы ближе познакомить туристов с особенностями петербургской кухни.
Частью некоторых турпрограмм уже стал Петербургский кулинарный фестиваль. Фестиваль проводят 2 раза в год, ближайший состоится в ноябре. В июльском мероприятии приняло участие 140 ресторанов, рекорд поставил ресторан "Миндаль", продав 2,5 тыс. порций. "Петербургская кухня" — это отдельная программа фестиваля, — говорит Сергей Марков, первый заместитель председателя комитета по внешним связям. — Уже сейчас партнерами программы стали 20 ресторанов". Сергей Марков предлагает развивать в Петербурге гастрономические маршруты. "Начать можно со столовой Смольного, представить туристам качественную советскую кухню", — отметил чиновник.
Икра заморская
Объем петербургского рынка общепита в 2016 году составил 64 млрд рублей, и более четверти его занимает фастфуд.
О том, что такое петербургская кухня, эксперты спорят, но сходятся в том, что пышками и корюшкой дело не ограничивается. Например, гендиректор ООО "Прет–а–Кюзин" Анна Аксентьева считает, что петербургская кухня станет ярким пятном в кулинарном мире, если сохранит "царское наследие": разные виды икры и варианты подачи. "Например, икра осетра, лосося, белуги, — рассуждает она. — Для примера: икра осетра с яичной кашкой и бокалом шампанского. Балтийская сельдь с отварным картофелем и черным хлебом. Напитки — полугары и водка".
Татьяна Рудая, представительница Receptoria Group, добавляет, что гастробренд Петербурга может иметь только исторические основы, так как продуктовой базы в городе нет. "Петербургская кухня часто ассоциируется с Достоевским, Пушкиным. Думаю, туристам и жителям города было бы интересно отведать блюда, которые ели писатели. Конечно, без образовательно–разъяснительной базы этот бренд существовать не может, — говорит она. — Но с ней потенциал есть. Например, мы в ресторане "Абрикосовъ" запускаем меню из блюд петербургской кухни, составив его после изучения меню ужинов конца XIX века".
Как рассказала зампредседателя комитета по развитию туризма Нана Гвичия, за первую половину 2017 года в Петербурге побывало уже более 4 млн туристов. "Это означает, что к концу 2017 года число туристов приблизится к 8 млн", — добавила Нана Гвичия. Средний срок пребывания туристов в городе — 5 дней.