Священный гон и барабаны. Программа "Золотая маска в Петербурге"

 

При словах "Золотая маска" сразу представляются пышные церемонии, лауреаты с номинантами, вечные стоны на тему "почему дали тому, а не дали этому". С лету вспоминаются скандалы вокруг составов экспертных советов в рамках новейшей битвы консерваторов с футуристами в Минкульте и Союзе театральных деятелей. Но это еще не вся "Маска", тут главное не перепутать. Есть фестиваль и премия, а есть одноименная программа, по сути — гастрольное предприятие, развозящее по городам и весям театральные новинки (или просто спектакли, достойные внимания). В Норильск, к примеру, под грифом "Золотой маски" этой осенью отправляется петербургский театр "Мастерская", в Череповец едет "Ромео и Джульетта" из Карелии, а в Петербурге ждут москвичей.
Программа "Золотая маска в Петербурге" проводится восьмой год — с перерывами. Прежде она была аффилирована с Культурным форумом, в этот раз, несмотря на календарное совпадение, обойдется без оного. Бывало, до нас с помощью золотомасочного покровительства добирался и Курентзис из Перми, и балеты из Екатеринбурга. В этот раз в планах три драматических спектакля 2016 года выпуска: "Барабаны в ночи" Юрия Бутусова из Театра им. Пушкина, "Изгнание" Миндаугаса Карбаускиса из Театра им. Маяковского, "Анна Ахматова. Поэма без героя" Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой из "Гоголь–центра". Станут ли эти спектакли номинантами премии–2018 — выяснится только 2 ноября. Значит, пока что можно и нужно смотреть их без оглядок на театрально–букмекерские страсти, ради чисто художественного удовольствия.
Или ради неудовольствия, полезного для здорового духа. Петербург давно разделился на две партии — одна принимает творчество Юрия Бутусова с неизменным восторгом, другая не принимает ни в какую. Настало время ознакомиться с московской точкой зрения на этот волнующий предмет. 31 октября на Новой сцене Александринского театра покажут его "Барабаны в ночи" по ранней, но, как всегда, интеллектуально–антивоенной пьесе Бертольда Брехта. Труппа Театра им. Пушкина, как положено у Бутусова, будет много барабанить, буянить и ассоциативно, а то и диссоциативно выступать в дичайшем кабаре (почти как в "Кабаре. Брехт" Театра им. Ленсовета, только, кажется, еще громче). Яростный саундтрек, бескомпромиссная травестия, мертвый солдат весь вечер на арене, мелкий монтаж актерских этюдов, Берлинскую стену сначала разбирают, потом собирают вновь — все как мы любим (или не любим). У москвичей бутусовский метод — разодрать пьесу на клочки и растянуть на 4 часа — обнажен до предела. В первый акт укладывается текст Брехта, длинный второй отдан будто бы бессвязным вариациям на тему. В этом сценическом безумии послание режиссера читается совершенно ясно: пока говорят пушки, голос разума (и разумный голос Брехта) просто не может быть слышен.
Другой, пожалуй, северный полюс программы "Золотая маска" — спектакль "Гоголь–центра" (который в Петербурге вроде бы еще ни разу не бывал) "Анна Ахматова. Поэма без героя". Здесь поди пойми, кто режиссер — Кирилл Серебренников или Алла Демидова, читающая "Поэму без героя" вперемешку с собственными комментариями к ней, воспоминаниями о похоронах Ахматовой и прочими документальными вставками. Демидова рассказывает о поэте, эпохе и о себе, Серебренников показывает видеонарезку фотографий (Мейерхольд, Мандельштам, Гумилев, Кузмин — весь потерянный и расстрелянный пантеон) и свет, который во тьме светит, и тьма не объяла его. Моноспектакль на большой сцене БДТ пройдет два вечера, 28 и 29 ноября: аншлаг предсказуем и ожидаем.
Посередине программы — "Изгнание". В точном переводе с литовского — "Гон". Пьеса Марюса Ивашкявичуса прокатилась по прибалтийским государствам прежде, чем добралась до Театра им. Маяковского (и лишилась польских, украинских, английских словечек вместе с русским матом). Миндаугас Карбаускис ставил полудокументальную "хронику одного путешествия" об иммигранте в чужой стране как будто о себе. А Вячеслав Ковалев превращает литовского бомжа в Лондоне в олицетворение "чужака по жизни" — брутального мужичка, способного выжить в любых условиях и выбраться из любых передряг, не теряющего при этом ни скептицизма, ни склонности к саморефлексии. Виртуозный театральный футбол, где мяч монолога подхватывают актеры (каждый в нескольких ролях, не исключая амплуа собаки), обращают исповедь в комиксы, а их, в свою очередь, почти в библейские притчи, будет разыгран 16–17 ноября в Молодежном театре на Фонтанке. И этот "священный гон" нам пропускать совсем нельзя — во всяком случае московские критики, видевшие премьеру этим летом, не рекомендуют.