Заявку на исполнение роли "комического персонажа" на президентских выборах сделала Ксения Собчак. Амплуа вполне безобидное и указывающее на то, что "злодея" на выборах все же не будет. Наоборот, нужно будет показать, что ничего драматичного не происходит.
В сценарии президентских выборов в России исполнители почти всех традиционных ролей всегда на месте — это, так сказать, основной состав, замены в котором нежелательны. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, например, еще несколько месяцев назад утверждал, что не пойдет на выборы-2018, более того, говорили, что партия может выдвинуть некую женщину, но прошло время, и про эти планы больше не вспоминают, хотя формально все решения будут объявляться лишь после того, как Владимир Путин назовет имя "кандидата номер один".
Итоги выборов и предвыборная кампания в России — отдельные вещи. Термины "спарринг-партнер" или "противник" тут неуместны за отсутствием факта боя. Так что интерес представляет только роль Ксении Собчак, которую ей предстоит исполнить в случае регистрации.
В основном наша труппа в конкретной постановке состоит из героя в окружении гранд-дам. Они все уже на месте и ждут только героя. Амплуа, где исполнитель может меняться, всего два — это "оруженосец главного героя", или, в политологических терминах, "технический кандидат", и "комический персонаж". Эти два амплуа, в общем, при желании можно легко объединить или обойтись без одного из них. Технический кандидат на выборах президентского уровня уже фактически не существует и встречается только на губернаторских (где, в свою очередь, не принято использовать комиков), а вот "комический персонаж" публике по-прежнему нужен; объявившая об участии в выборах Ксения Собчак в этом смысле представляет собой некий гибрид Андрея Богданова — 2008 и Михаила Прохорова — 2012.
Пока, конечно, сделана только заявка на участие в постановке. Возможно, пока это просто попытка застолбить место в надежде, что уж старой знакомой президента-то не откажут. Но публичного отторжения Кремля она не вызвала. Да и почву на протяжении 2 месяцев удобряли утечками о планах президентской администрации выставить на выборы женщину, которой может стать именно дочь первого и единственного мэра Петербурга.
Рассуждать о том, сколько процентов наберет Ксения Собчак, какие у нее рейтинги и у кого она оттянет или не оттянет голоса, большого смысла не имеет. Это все равно что размышлять, не может ли Джеймс Бонд в очередном фильме вдруг сделать финт ушами и предпочесть очередную "девушку Бонда" секретарше своего босса мисс Манипенни. Ответ — нет, не может, секретарше причитается максимум комплимент, а рейтинга у нее нет никакого.
Современный "комический персонаж" — это не средневековый придворный шут, имеющий право на резкую критику, а тот, кто выгодно оттеняет главного героя. Хотя он и вызывает симпатии зрителей, задача его в том, чтобы помочь им воспринимать происходящее на экране не очень трагично и близко к сердцу, и не более того.
Обычно этот персонаж помогает герою победить злодея, почему многочисленные наблюдатели и начали спорить, помешает Ксения Собчак Алексею Навальному или нет. Только борьба со "злодеем" тут очень условна: к самим выборам его, судя по всему, все же подпускать не собираются. В современных условиях выборы — это больше вопрос самоидентификации в кругу единомышленников, и не очень понятно, прилично ли голосовать за "проект Кремля".
Впрочем, поскольку состав участников выборов жестко регламентируется верховной властью, любой кандидат от оппозиции может быть зарегистрирован только на условиях сделки, и подозрений не избежал бы даже Алексей Навальный. Но это все для узкого круга, а для избирателя Ксения Собчак будет лицом оппозиции; которой все же хотелось бы иметь более солидное лицо на такой торжественный случай.
Разозлиться оппозиционерам здесь можно на две вещи: во-первых, на то, что в "комические персонажи" на этот раз выбрали представителя действительно из их лагеря — это обиднее, чем выдвижение в общем-то постороннего Михаила Прохорова. А во-вторых, на то, что кандидат уязвимый, легкомысленный и безвредный для Путина — мало того что вызывающий изжогу у среднестатистического избирателя, так еще и заранее уведомляющий о готовности не выходить за рамки. Заход на то, чтобы стать аналогом "кандидата против всех", вместо привычных обличений следует признать сравнительно свежей находкой — но так претендент элегантно дает понять, что намерена бороться не с героем, а с надоевшими гранд-дамами. С этим бойкая Ксения Собчак, кстати, наверняка справится. Если кто-то, конечно, заметит происходящее в глубине сцены.