Структуры "Альфа групп", санирующие Балтийский банк, сменили компанию, управляющую Домом Зингера и другими ключевыми активами холдинга ПАН миллиардера Андрея Исаева. Но юристы Исаева добились судебного запрета на исполнение этого решения.
В начале октября структуры "Альфа групп", санирующие Балтийский банк, провели собрание пайщиков закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости (ЗПИФН) "Северная столица", среди активов которого петербургский Дом Зингера и другие ключевые активы холдинга "Петербургское агентство недвижимости" (ПАН) миллиардера Андрея Исаева (№51 в рейтинге миллиардеров 2017 года, состояние оценивается в 22,54 млрд рублей). Собрание пайщиков приняло решение о передаче управления фондом от УК "ПАН-траст" к УК "Альфа-капитал".
"Деятельность "УК "ПАН-Траст" в качестве управляющей компании фонда являлась неудовлетворительной, о чем свидетельствует имущественное положение фонда, - прокомментировали решение в пресс-службе Балтийского банка. - Начиная с 2013 года происходит постоянное снижение стоимости чистых активов фонда, что непосредственно отразилось на стоимости инвестиционных паев. Так, за 2013 год стоимость чистых активов ПИФа снизилась с 14,625 млрд рублей до 8,553 млрд, то есть более чем на 6 млрд рублей. По состоянию же на 30 августа 2017 года стоимость чистых активов Фонда составляет всего 4,958 млрд рублей. При этом расчетная стоимость одного инвестиционного пая на начало 2013 года составляла 146,255 млн рублей, в то время как на конец августа 2017 года она составила 24,543 млн рублей.
Целью смены управляющей компании, в первую очередь, является улучшение качества управления фондом и обеспечение сохранности его активов путем передачи в доверительное управление компетентной управляющей компании, положительно зарекомендовавшей себя на рынке коллективных инвестиций".
Правда, продолжалось это недолго. На прошлой неделе Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял обеспечительные меры в рамках иска ООО "Фортис", которое представляет интересы Андрея Исаева, и запретил исполнять решение общего собрания ЗПИФН.
ПИФ-паф
ЗПИФН "Северная столица" был создан в 2004 году для инвестиционного управления объектами холдинга ПАН миллиардера Андрея Исаева. Из 100 паев фонда 99 были размещены на балансе Балтийского банка, которым на паритетных началах владели Андрей Исаев и бывший заместитель министра путей сообщения РФ Олег Шигаев. Еще одним паем владело ООО "Балтийский торговый дом" (БТД), также принадлежащее двум бизнесменам. При этом свои пакеты акций банка партнеры также разместили на балансе ООО "БТД".
Управлять фондом стала УК "ПАН-траст". Активы "Северной столицы" постоянно пополнялись за счет заведения в ПИФ все новых и новых объектов недвижимости ПАН. Что, в свою очередь, повышало капитализацию Балтийского банка, у которого росла балансовая строка "прочие активы". За 8 лет портфель ПИФа пополнился Домом Зингера на Невском проспекте, 28, помещениями на Конюшенной площади, 2, коттеджным поселком "Сестрорецкий курорт", Малым Гостиным Двором на канале Грибоедова, 26, и другими объектами.
В 2013 году между Исаевым и Шигаевым вспыхнул корпоративный конфликт за контроль над Балтийским банком. В ходе конфликта банк, оперативно подконтрольный Шигаеву, передал 98 паев по договору простого товарищества в доверительное управление ООО "Балтфинанс", которое затем инициировало собрание пайщиков ЗПИФН "Северная столица" с вопросом в повестке о смене управляющей компании.
Имея 99 паев из 100, банк бы легко победил на голосовании и получил контроль над недвижимостью ПАН. Но "ПАН-траст" от проведения собрания уклонялся сколько мог, а сам тем временем провел допэмиссию 102 паев ПИФа, которые приобрело ООО "Фортис", подконтрольное Исаеву. В уплату за паи компания внесла в фонд здания Александровского пассажа в Казани, а также 19 земельных участков и 14 других зданий, оценив весь вклад в 8,7 млрд рублей.
Летом 2014 года ЦБ ввел в Балтийском банке санацию и передал его под контроль Альфа-Банку. После этого санатор продолжил борьбу за ПИФ: в конце 2014 года Балтийский банк и "Балтфинанс" подали иски об оспаривании допэмиссии паев. В декабре 2015 года суд по их ходатайству наложил запрет на прекращение фонда (оно наступало в новогоднюю ночь 2016 года).
Суд первой инстанции отменил эмиссию, признав доводы банка, что "ПАН-траст" не уведомил всех пайщиков, имевших преимущественное право выкупа паев, прежде чем продать эти паи "Фортису". Апелляционная инстанция в декабре 2016 года подтвердила решение суда. Но УК "ПАН-траст" подала кассацию и выиграла: в сентябре 2017 года дело вернулось на новое рассмотрение в первую инстанцию. А Верховный суд отказался рассматривать вторую кассацию банка.
Некогда ждать
Возвращение дела на второй круг сделало планы "Альфы" по установлению контроля над ключевыми активами "ПАН" весьма призрачными. Даже при быстром рассмотрении этого дела суды затянутся еще на год. А между тем санатору Балтийского банка эти активы сейчас весьма бы пригодились. Дело в том, что в 2017 году в Балтийском банке наблюдается рекордный за весь период санации отток активов (34,4 млрд рублей за период с февраля по октябрь), чистый убыток на текущий месяц составляет 1,471 млрд рублей.
Представители Андрея Исаева воздержались от комментариев.
"К настоящему времени лица, аффилированные с Андреем Исаевым, исчерпали все возможные ресурсы для неправомерного блокирования голосов банка, в результате чего 2 октября вновь состоялось общее собрание владельцев инвестиционных паев ЗПИФН "Северная столица", на котором было принято решение о передаче прав и обязанностей УК Фонда – ООО "УК ПАН-траст" новой управляющей компании – ООО УК "Альфа-капитал". Отметим, что за период с 31.12.2015г. по 31.09.2017г. состоялось пять общих собраний по вопросу смены управляющей компании. Решения на указанных собраниях не были приняты ввиду блокировки инвестиционных паев, принадлежащих банку, на основании судебных актов, которые впоследствии были отменены вышестоящими судами с указанием на их незаконность и необоснованность. Необходимо также отметить, что указанные судебные акты об аресте инвестиционных паев были вынесены по ходатайствам заинтересованных лиц, которые обращались с ними непосредственно перед проведением общих собраний фонда и исключительно с целью блокирования голосов банка на общих собраниях пайщиков фонда. При этом до следственных органов и суда намеренно не доводилась информация, имеющая значение для принятия решений по вопросам применения мер обеспечения, в частности о наличии судебных актов, имеющих преюдициальное значение. Аналогичная ситуация складывается и со спором о признании недействительным решения пайщиков о смене УК, который инициировало ООО "Фортис", и принятыми в его рамках обеспечительными мерами".
Между тем эксперты сходятся во мнении, что именно проигрыш в кассации стал косвенной причиной для начала внесудебных действий.
"Очевидно, что у "Альфы" есть некие определенные сроки на реализацию этого кейса, и возвращение спора на второй круг, видимо, сильно ломает им график — говорит Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC. — Проведение такого собрания было бы очень рискованным шагом почти для любого другого игрока: его при определенном стечении обстоятельств кое-кто мог бы истолковать с точки зрения Уголовного кодекса. Но всем понятно, что к "Альфе" правоохранительные органы не придут, да и Исаев находится не в той ситуации, чтобы эффективно нападать. Но защищаться он вполне может — и, как мы видим, довольно эффективно с этим справляется. И то, что он вынудил оппонентов сделать такой поспешный шаг, — для него может быть хорошим сигналом".