Друзья Эмиль Урманшин (24 года), Роберт Саргсян (22 года) и Фейруз Рагимов (23 года) занимаются продвижением таких отелей, которые сами считают лучшими. Предприниматели организовали партнерскую сеть Roomp: она объединяет независимые гостиницы, качество услуг которых удовлетворяет определенным требованиям. Сейчас в сети 46 мини–отелей: 20 в Петербурге, 15 в Москве, шесть в Казани и пять в Сочи. Номерной фонд насчитывает 406 комнат.
Знакомое покрывало
Будущие партнеры познакомились во время учебы в Высшей школе менеджмента СПбГУ. Идея создать совместный бизнес появилась в 2015 году, после того как они прочитали об успехах индийского стартапа Oyo Rooms. Капитализация этой компании, которую в 2013 году запустил бизнесмен Ритеш Агарвал, сейчас оценивается в $1 млрд. Первый отель друзья подключили к своей сети в сентябре 2016 года, тестовые продажи начались в декабре, активно проект заработал летом 2017–го. За последние 3 месяца сервисом воспользовалась 1 тыс. туристов. Оборот составляет 1 млн рублей в месяц.
Чтобы придать отелям сети сходство, для них был разработан общий декор: подушки и покрывала–саше, которые легко вписываются в любой интерьер. Отель обязан добавлять их в номер вместе с брендированным гигиеническим набором (зубная щетка, паста и т. д.), когда комната бронируется через Roomp. Стартовый капитал составил 3 млн рублей: деньги пошли на разработку фирменного дизайна, создание сайта, закупку текстиля, а также на разработку ПО — системы бронирования. Обычно отель отводит под Roomp часть номеров: не все из них полностью удовлетворяют требованиям (например, обязательно наличие отдельной ванной комнаты, двух спальных мест, Wi–Fi). "Наша задача — обеспечить гостю необходимый комфорт, — говорит Файруз. — У нас есть чек–лист, по которому мы проверяем номера, в том числе смотрим, не лежит ли пыль под матрасом, хороший ли напор воды, нет ли ржавчины в сливах".
Roomp продает номера через собственную платформу, системы бронирования вроде Booking, Expedia, Ozon.Travel, а также метапоисковики. Стартап заключил партнерский договор с Booking и Ostrovok, поэтому владельцев отелей не штрафуют за дублирование гостиницы на сайте — она выступает под своим именем и как часть сети Roomp.
IT–платформа Roomp анализирует покупательский спрос и, исходя из этих данных, назначает цену номера. За каждого привлеченного клиента сервис выплачивает фиксированную ставку отелю (до 85% от чека), остальное оставляет себе. Чтобы выйти на оборот 6 млн рублей в месяц, через Roomp должно проходить 10 тыс. бронирований на общую сумму 25 млн рублей при комиссии 25%. По словам Эмиля, этот оборот можно достичь через полгода, подключив 120 отелей.
Борьба за лояльность
Объем рынка онлайн–бронирования отелей в РФ составляет около $3 млрд. По прогнозам, к 2020 году он вырастет до $3,5 млрд. Кроме Oyo Rooms в мире известны еще несколько компаний, работающих по схожей бизнес–модели. Это, например, Fab Hotels и Zen Rooms. Все три работают в Индии и Юго–Восточной Азии.
"Идея хороша: отелю все равно, откуда получать гостей. Дополнительный канал продаж, особенно при заявленных процентах комиссии, будет всегда актуален, — говорит Алена Енова, владелица "Тайга Hostel&Hotel". — Однако у клиентов Roomp должна быть очень большая лояльность. Статистика показывает, что в онлайн–бронировании у Booking монополия. Не все туристы готовы пробовать новое".