Оборона от кредиторов: суд не дает военно-строительному управлению спастись от долгов

Кредиторы ФГУП "Главное военно-строительное управление №3" Минобороны РФ добились судебного запрета на процедуру реорганизации предприятия. Военные строители рассчитывают таким образом спастись от исков на сумму более 6 млрд рублей, но кредиторы настроены решительно.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал ФГУП "Главное военно-строительное управление №3" (ГВСУ №3) — петербургской строительной "дочке" Минобороны РФ — в отводе судье Дмитрию Кузнецову в деле о банкротстве. Суд рассматривает дело о банкротстве ГВСУ №3 с ноября 2016 года, и спастись от кредиторов строители рассчитывают за счет реорганизации путем присоединения к другому предприятию — ФГУП "ГВСУ №14".
Счет кредиторам идет на сотни: по данным СПАРК, за 2016-2017 годы предприятие получило более тысячи исков на общую сумму более 6 млрд рублей. Пока процедура наблюдения не введена, так как должник успевает погасить каждое очередное требование ко времени его рассмотрения судьей, но кредиторы, похоже, полны решимости побороться за активы должника.
Большинство кредиторов — подрядчики ГВСУ №3, выполнившие для него работы на суммы от сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Но есть среди них и структуры того же Минобороны, которые уже требуют десятки и сотни миллионов. Крупнейший из независимых от Министерства кредиторов — ООО "Техглавстрой" Ираиды Грачевой — требует более 1 млрд рублей в десятке исков.
Военные строители, похоже, возлагают большие надежды на реорганизацию. Недоверие судье они заявили после того, как на прошлой неделе он удовлетворил ходатайство ООО "Сардоникс" и запретил МИФНС №46 по Москве регистрировать в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации ГВСУ №3 в форме присоединения к московскому ФГУП "ГВСУ №14". На этом основании ФГУП решило, что судья не беспристрастен. Но председатель 10-го судебного состава Арбитражного суда СПб и ЛО Лариса Буткевич посчитала, что процессуальные действия судьи, с которыми не согласна одна из сторон, не являются основанием для отвода.

Оборона активов

Судебные приставы по искам многочисленных контрагентов ГВСУ №3 — подрядчиков и поставщиков — арестовали и подготовили к торгам всю недвижимость предприятия. Это воинская часть (общежитие, казарма и столовая с коммуникациями и благоустройством общей площадью 15 тыс. м2) в Сосновом Бору, автобаза в Гражданском проезде, 4 (10 объектов общей площадью 5 тыс. м2 на 3 га земли), склады на Домостроительной улице, 3 (три здания общей площадью 19 тыс. м2 на участке 4 га), автобаза в Пушкине (три здания площадью 1,6 тыс. м2 на участке 1 га), воинская часть на Шафировском проспекте, 17-7 (12 зданий общей площадью 12 тыс. м2 на участке 2,5 тыс. м2), столярная мастерская со складом и офисом (11 тыс. м2 на участке 2,5 га) в Пушкине, 34 квартиры в жилом доме на улице Мира, 15, корпус 1, стройбаза в Пушкине (13 зданий площадью 16 тыс. м2 на участке 7 га), 45 квартир в доме на проспекте Большевиков, 11, а также автомобиль Lexus GX460.
Часть объектов приставы уже успели продать (речь о квартирах на Большевиков), теперь должник оспаривает торги. Остальные аукционы приостановлены судебными запретами: военные оспаривают экспертные оценки по каждому из лотов.
Если бы ГВСУ №3 удалось присоединиться к ГВСУ №14, то все обязательства перед кредиторами принял бы на себя правопреемник. Но, во-первых, судиться с ним петербургским подрядчикам сложнее (он находится в Москве), а во-вторых, как отмечает управляющий партнер "Прайм Эдвайс" Денис Химиляйне, у московского юрлица может быть долгов еще больше, чем у петербургского. Это похоже на правду: по балансу 2016 года ГВСУ №3 кредиторская задолженность предприятия составляет 23 млрд рублей при активах на 21 млрд. Тогда как долги московского ФГУПа превышают 146 млрд рублей при активах на 151 млрд. Дел о банкротстве московская "дочка" Минобороны не имеет, но и она, по данным СПАРК, получила за 2017 год 99 исков на общую сумму более 17 млрд рублей. Впрочем, говорит эксперт, шансов на то, что кредиторы "прозевают" и не добьются судебного запрета на реорганизацию, практически не было.

Наследники Спецстроя

ГВСУ №3 до 2015 года было "дочкой" Спецстроя России — главного управления специального строительства при Минобороны — и называлось ГУССТ №3. После ликвидации Спецстроя все его "дочки" реорганизовались в ГВСУ с соответствующими номерами.
Примечательно, что в 2013 году начальником этого предприятия был бывший акционер банка "Таврический" Олег Захаржевский. Правда, проработал он на этом посту всего полгода, с февраля по август.
После его отставки, кстати, ГВСУ №3 вошло в период своего расцвета: в 2014 году предприятие получило заказы на сумму 17,5 млрд рублей, в 2015 году портфель контрактов пополнился еще 50 заказами на общую сумму почти 30 млрд рублей. В 2016 году был перерыв в контрактовании (всего восемь заказов на 70 млн), зато в 2017 году, на фоне получения банкротного иска, ГВСУ №3 привлекло восемь новых контрактов на общую сумму более 1 млрд рублей.
Последняя реорганизация началась в августе по решению Минобороны РФ: к ГВСУ №14 помимо петербургского ГВСУ №3 присоединяются также четыре московских ГВСУ — №1 (активы 30 млрд рублей), №2 (активы 29 млрд), №11 (активы 2 млрд рублей) и №16 (активы 4 млрд рублей).