00:4105 декабря 201700:41
8798просмотров
00:4105 декабря 2017
Борис Ротенберг консолидировал 100% долей строительной компании "Трансепт групп". В 2017 году портфель ее госконтрактов составил 2,2 млрд рублей.
Петербургский миллиардер Борис Ротенберг (занимает 12–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП" 2017 года с состоянием 77,7 млрд рублей) стал единоличным владельцем компании "Трансепт групп" (ТГ). Она правопреемница СК "Интарсия", до 2016 года входившей в холдинг "Интарсия" Виктора Смирнова — крупнейшего на Северо–Западе подрядчика по госконтрактам на строительство, реконструкцию и реставрацию объектов культуры и образования. В 2015 году из–за конфликта со структурами Минобороны, на стройках которого "Интарсия" выступала подрядчиком, холдинг растерял все свои заказы.
В прошлом году "Интарсия" обанкротилась, а СК, выделившаяся из ее состава и переименованная в "Трансепт групп", с 2017 года стала выступать в качестве самостоятельного игрока на рынке господряда. Объем ее контрактов уже превысил 2,2 млрд рублей.
Консолидация пакета
Совладельцем СК "Интарсия" Борис Ротенберг стал в 2013 году, купив 75% ее долей у офшора "Консорсео Лимитед", который, как считалось, контролировал Виктор Смирнов. Летом 2017–го Ротенберг нарастил свою долю до 80%. Остальное досталось его давнему бизнес–партнеру Ольге Грибановой. А 29 ноября, по данным СПАРК, Ротенберг выкупил и ее долю. В 2013 году эксперты оценивали стоимость пакета 75% в 2 млрд рублей. Сейчас цена 20% не превышала 200 млн, предполагают они. Связаться со сторонами сделки не удалось.
В 2016 году "Интарсия" не получала контрактов, хотя ранее контролировала более 30% рынка реставрационных работ Петербурга и за 20 лет выполнила госконтрактов на 30 млрд рублей. В 2015 году Минобороны обвинило компанию в срыве сроков реставрации Константиновского военного училища стоимостью 4,8 млрд рублей и передало проект другой фирме, затребовав у бывшего подрядчика 2,5 млрд рублей долга. Холдинг обанкротился, а Виктора Смирнова объявили в розыск по подозрению в хищении 600 млн рублей при реставрации Дома со львами на Вознесенском пр.
Возвращение бывшей СК "Интарсия" на рынок госзакупок в 2017 году совпало с расширением полномочий Северо–Западной дирекции по строительству (СЗД) Минкульта. Год назад ее возглавила Наталья Волынская, в 2017 году СЗД в разы расширила портфель проектов, а ее годовой бюджет вырос почти вчетверо — до 5,5 млрд рублей. В 2017 году СЗД провела 169 подрядных конкурсов, в этом году завершаются работы по 31 контракту.
Уже в марте ТГ получила первый крупный контракт от СЗД — на 2,1 млрд рублей на строительство второй сцены Театра Европы. Общая смета строительства — 4 млрд рублей. Конкурсы на освоение остальных средств пока не объявлены. Месяц назад ТГ выиграла подряд на 80,1 млн рублей на реконструкцию Концертного зала Мариинского театра.
СЗД и ТГ связывают не только госконтракты, но и другие деловые отношения: Наталья Волынская — арендатор земельного участка в Токсово площадью 1,26 га, принадлежащего Борису Ротенбергу.
Непрозрачный рынок
"Оба контракта ТГ с дирекцией длительные, поэтому мы пока не можем оценить качество работы данного подрядчика и его добросовестность. Пока нареканий на его работу нет", — прокомментировали в СЗД. Дирекции есть с чем сравнивать: за последнее время ей пришлось расстаться с несколькими крупными подрядчиками. Среди них — "Невисс–Комплекс" Александра Швирикасова, строивший вторую очередь Российской национальной библиотеки (РНБ). "Невисс" затянул сроки по проекту, задолжал деньги субподрядчикам. В итоге он обанкротился. А летом 2015–го Швирикасова осудили на 3 года колонии за дачу взятки директору Центрального военно–морского музея Андрею Лялину. Суд установил, что за получение контракта на 1 млрд рублей на перебазирование музея Швирикасов заплатил Лялину 56 млн рублей.
СЗД больше года потратила на судебное расторжение контракта с "Невиссом". Сейчас РНБ достраивает фирма "Меандр".
По словам специалистов этой компании, рынок строительных господрядов после кризиса сузился, и в текущем году существенных изменений на нем не произошло. Стройматериалы подорожали на 20–30%, а сметы по государственным стройкам рассчитываются на основе минимальных расценок. Поэтому сверхприбылей в этом сегменте ждать не приходится, сетуют в "Меандре".
"Несмотря на попытки привлечь в строительство частные деньги, это удается лишь в развитых регионах и в отдельных коммерчески привлекательных секторах. В целом же доля государственных инвестиций в строительство в России очень высока", — отмечает Алексей Ефанов из "НЭО Центр". А чем больше доля госзакупок, тем менее прозрачен рынок, ведь соразмерно растет и доля злоупотреблений на нем, резюмирует Ефанов.