14:2712 декабря 201714:27
483просмотров
14:2712 декабря 2017
Совладелица группы S7 Наталья Филева обвинила российские нефтяные компании в сговоре на рынке авиационного керосина. "На самом деле нефтяников (поставляющих керосин. — "Ведомости") всего три организации: "Роснефть", "Газпром нефть" и "ЛУКОЙЛ" — все, больше никого нет. Я считаю, что это сговор, потому что цены просто запредельные", — цитируют Филеву "Ведомости".
Рассуждать о наличии или отсутствии сговора должна Федеральная антимонопольная служба, которая имеет полномочия проводить соответствующие расследования. Со стороны мы видим, что рост цен и на авиационное топливо, и на другие нефтепродукты, действительно охватил множество регионов, в которых доминируют те или иные вертикально-интегрированные нефтяные компании. Отсутствие конкуренции привело к тому, что на большей части страны ценовые параметры определяются одной из трёх компаний.
Против версии о наличии сговора говорит существование такого инструмента, как биржевые торги. Проведение торгов самый рыночный инструмент для формирования ценовых показателей. При этом рост биржевых цен на авиатопливо свидетельствовал о том, что возник дефицит керосина. Кроме того, складывается ощущение, что нефтяные компании пытаются заблаговременно переложить на потребителей будущие расходы, которые связаны с увеличением с 2018 года акцизов.
Драматизм ситуации для авиакомпаний заключается в том, что в 2017 году они смогли почти на 20% увеличить объём пассажирских перевозок. Но увеличение масштаба бизнеса не пошло отрасли впрок: все дополнительные доходы достались нефтяникам и операторам аэропортов. Авиакомпании работать стали больше, но зарабатывать, к сожалению, меньше. И возможности отыграться на пассажирах у авиакомпаний нет, потому что спрос на перелёты моментально и заметно падает, как только цены на авиабилеты начинают расти.
Цены на авиационный керосин за очень непродолжительное время увеличились практически на четверть. Вне зависимости от того, обнаружит ли Федеральная антимонопольная служба признаки сговора, ситуацию необходимо срочно исправлять. В противном случае уже в будущем году авиакомпании окажутся перед дилеммой: повышать цены, рискуя попасть под критику той же самой ФАС, или повторить судьбу "Трансаэро" и "ВИМ-АВИА".
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".