14:0019 декабря 201714:00
435просмотров
14:0019 декабря 2017
30 декабря Советскому Союзу исполнилось бы 95 лет.
Михаил Хазин, экономист, автор книги "Черный лебедь мирового кризиса":
Сегодня уже понятно, насколько отличалось это государство от всех остальных, существовавших ранее. И если в начале 1990-х еще многие вспоминали свои обиды на советскую власть и считали, что в других странах им было бы лучше, сегодня таких уже практически не осталось. Если не считать тех, кто отрабатывает 30 сребреников.
Поскольку всем уже понятно, что даже те таланты и способности, которые по каким-то причинам в СССР не оценили, были найдены и развиты бесплатно, за счет существовавшей в стране уникальной системы. И сегодня достаточно посмотреть детские фильмы или мультфильмы тех времен, чтобы понять, что мы потеряли.
Сегодня такой социальной системы в мире уже нет нигде, даже в тех странах, которые пытались сохранить некоторые социалистические механизмы. И есть силы, которые прилагают титанические усилия для того, чтобы люди навсегда забыли достижения СССР, чтобы у нас, в России, было полностью уничтожено то, что еще осталось от советских времен: и система образования и здравоохранения, и культура... Я хорошо помню, как в позднем СССР смеялись над работниками культуры, и только сегодня стало понятно, как много они делали для людей и для страны... Сегодня, когда таких людей уже не осталось, а всех, кто связан с социальной сферой, волнует только прибыль...
Разрушение СССР произошло по двум причинам. Первая — объективная, которая заключается в том, что дальнейшее экономическое развитие страны требовало расширения рынков, а свободных рынков на земле не осталось. Единственный выход состоял в уничтожении альтернативной системы разделения труда, "западной", однако тут в дело вступила вторая причина. Не самый удачный процесс смены политической элиты после смерти Сталина в 1953 году привел к тому, что понимание проектных принципов "красного" глобального проекта частично было утрачено, частично ослаблено — и в 1970-е годы прошлого века, когда схватка "западного" и "красного" проекта вышла на максимальный уровень, элита СССР добровольно пошла на уступки, после чего результат противостояния был фактически решен.
Понятно, что "западный" проект, победив, приложил титанические усилия для того, чтобы не просто уничтожить все проектные идеи и механизмы альтернативного глобального проекта. Понятно, что помешать ему было некому. Однако обстоятельства сложились так, что эта жестокость и бескомпромиссность по отношению к "красному" проекту обернулась чем-то совершенно противоположным.
Экономическая база "западного" проекта распадается у нас на глазах, причем по той же причине, по которой она уже чуть не рухнула в 1970-х годах и по которой рухнул проект "красный" в 1990-х.
А вместе с ней рушится и сам "западный" проект, который уже не в состоянии поддерживать свою систему разделения труда. Как следствие, нас ждет колоссальное падение жизненного уровня населения во всем мире, но особенно — в базовых странах "западного" проекта. А это означает, что люди, которые живут в этих странах, оказавшись без приемлемых ориентиров и, главное, понимая, что в рамках старых схем они жить уже не могут, будут искать новые ориентиры.
И скорее всего, искать они будут как раз среди тех вариантов, которые наиболее сильно компрометировались "западным" проектом в течение последних десятилетий.
Это означает, что, с очень большой вероятностью, идеи "красного" проекта обретут новое влияние и понимание. Теоретически это может очень сильно увеличить авторитет России в мире, даст нам новые возможности и инструменты развития. Это вовсе не означает, что нам нужно будет в точности повторять те экономические механизмы, которые использовал СССР (и многие из которых были далеко не оптимальными), однако в рамках проектных принципов "красного" проекта можно придумать достаточно много вариантов развития экономики. Беда в том, что сегодня эта работа в нашей стране идет достаточно слабо и неорганизованно, что представляется мне не очень дальновидным.
Накануне юбилея СССР мне хотелось бы еще раз напомнить, что память о чем-то большом и великом состоит не в том, чтобы причитать и заламывать руки, а в том, чтобы делать большие и великие идеи современными, обращать их из прошлого в будущее.
Фрагмент книги "Черный лебедь мирового кризиса" печатается с разрешения издательства
"Пальмира".