Крупные европейские и российские промышленники инвестировали 48 млн евро в производство пассажирского транспорта в Петербурге, рассчитывая на закупки со стороны города. Но надежды не оправдались.
Из–за отсутствия у Смольного четкой стратегии развития городского транспорта в Петербурге закрылось большинство производителей подвижного состава для общественного транспорта. А те, кто остался, существуют за счет поддержки материнских компаний или числятся производителями номинально. Не имея ни основных средств, ни персонала, они перебиваются случайными заказами от города и могут лишь собирать технику из импортных комплектующих.
И это при том, что Смольный по инициативе губернатора Георгия Полтавченко несколько лет назад решил все для нужд города закупать у местных производителей. Тем не менее большую часть бюджетных средств, расходуемых на приобретение подвижного состава (на это выделяется без малого 6 млрд рублей в год), получают производители из других регионов. Местным компаниям достается меньше 30%, а остальные 70% делят производители Московской, Саратовской, Вологодской, Волгоградской областей.
Трамваи, троллейбусы и вагоны
Единственной площадкой в Петербурге, у которой сохраняются мощности для сборки трамваев, остается созданное "Трансмашхолдингом" и французской Alstom в 2012 году совместное предприятие "ТрамРус". Объем инвестиций оценивался тогда в 30 млн евро.
Предполагалось, что завод, расположенный на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ, принадлежит "Трансмашхолдингу"), сможет выпускать около 100 трамваев в год для регионов РФ и стран СНГ. В настоящее время предприятие не осуществляет их сборку, продолжая обслуживать четыре трамвая Alstom Citadis 301 CIS, поставленных на линии Петербурга.
Производственная площадка является многопрофильной, подчеркивает гендиректор "ТрамРус" Евгений Голубев, и может использоваться для организации сборки различной техники для городского рельсового транспорта. Сейчас, например, на ней производятся вагоны для петербургского метрополитена.
Бороться за городские заказы с "ТрамРус" и ОЭВРЗ пытается группа "Кировский завод" Георгия Семененко. Она в 2013 году подписала с властями Петербурга меморандум о модернизации городского транспорта. В числе возможных путей сборки электротранспорта рассматривалась организация совместного производства с украинским Крюковским вагоностроительным заводом. Предполагалось, что, работая в одну смену, в год российско–украинское предприятие будет выпускать 100 вагонов метро или трамваев, а также 50 вагонов межрегиональных или дизель–поездов (с возможностью удвоения производства за счет ввода дополнительных смен). Но заказов не последовало, и в 2016 году Кировский завод вышел из альянса.
Также Кировский завод создал совместное предприятие с чешской Skoda Transportation по производству вагонов для петербургского метрополитена и трамваев. Стороны заявляли об инвестициях в объеме 9 млн евро. Однако предприятие перебивается случайными заказами на вагоны метро, а новостей о производстве трамваем совместно со Skoda так и не было. Представитель Кировского завода воздержался от комментариев относительно перспектив сборки трамваев и троллейбусов предприятиями группы, отметив, что пока ясности с этим направлением нет.
Другие конкуренты компании "ТрамРус" давно обанкротились. Так, "Вагонмаш", производивший вагоны, обанкротился в 2013 году. Территорию завода на Московском пр., 115, приобрел "ЛенСпецСМУ" Вячеслава Заренкова под жилищную застройку. В том же году обанкротилась "дочка" "Вагонмаша" — Петербургский трамвайно–механический завод. Его имущество, в частности 18,6 га на Чугунной ул., 2, летом 2014–го выкупило ООО "Внутреннее техоснащение емкостей" также под жилую застройку.
Автобусы откинулись
Компания Scania свернула производство автобусов в Петербурге в 2010 году. С 2002–го компания, вложившая в создание площадки около 9 млн евро, собрала более 1 тыс. автобусов, из которых, однако, власти Петербурга приобрели лишь 80. Городской "Пассажиравтотранс" (имеет автопарк 1,9 тыс. автобусов) эксплуатирует 51 автобус Scania.
Планов по возобновлению производства автобусов у Scania нет, говорит представитель марки, но компания развивает сотрудничество по этому направлению с группой "ГАЗ". С начала сотрудничества в 2004 году Scania поставила группе более 2,2 тыс. шасси для автобусов марки "ЛиАЗ".
Неудачный опыт вывода на петербургский рынок автобусов был и у Кировского завода. В 2013 году группа приобрела контрольный пакет германского производителя городских автобусов Goppel Bus. Автобус для тестовой эксплуатации даже передали Петербургу, а к 2015 году планировалось наладить их производство на Кировском заводе. Однако уже в ноябре 2014 года группа заявила о банкротстве германского завода.
“
Логику основного петербургского клиента — городского правительства — понять сложно. Такое впечатление, что каждая закупка новой техники осуществляется в первую очередь из имиджевых, а не стратегических соображений. Например, бесконтактные троллейбусы, которые должны были предназначаться для Невского пр., судя по всему, пока будут работать в Приморском районе. То же самое и с электробусами. По проекту трамвая в Красногвардейском районе: на словах город заинтересован, а на деле проект получает огромное количество бюрократических преград.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор "Auto–Dealer–СПб"
“
Можно вспомнить "Вагонмаш", который похоронили, хотя он мог производить трамваи и, может быть, даже лучше, чем белорусы. Окупаемость производства общественного транспорта равна "минус бесконечность". Завод, а это не 1 млрд рублей, может быть создан, когда есть окупаемость. Все эти проблемы обусловлены необходимостью рентабельной работы пассажирского транспорта. Рентабельность напрямую зависит от доходов населения. Если доходы падают, а себестоимость из года в год растет, то происходит все больший разрыв между желанием города получить удобный пассажирский транспорт и возможностями предприятий, которые могут такой транспорт произвести.
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров