Состав участников президентских выборов почти определился. Неожиданной стала лишь срочная замена кандидата от КПРФ — неизменный лидер компартии Геннадий Зюганов сошел с дистанции. Алексея Навального, несмотря на бурную перепалку, Центризбирком кандидатом регистрировать отказался.
Ведущие политические партии за последние несколько дней провели съезды, на которых выдвинули своих кандидатов в президенты России — либо поддержали самовыдвиженцев. Таким образом, круг претендентов в основном уже очерчен, и сюрпризов оказалось немного.
Главным из них можно назвать внезапное выдвижение от КПРФ директора ЗАО "Совхоз им. Ленина" Павла Грудинина вместо лидера компартии Геннадия Зюганова. Имя Грудинина как потенциального кандидата стало звучать всего за несколько дней до съезда; до этого считалось, что к снаряду снова подойдет ветеран.
Есть несколько версий, по которым коммунисты решились на замену: по одной из них, Геннадий Зюганов почувствовал, что впервые кандидат от КПРФ может занять место ниже второго, и решил не подставлять авторитет под удар; по другой, замена произошла по подсказке администрации президента, которая таким образом стремится увеличить явку, предъявив публике кого-то посвежее Зюганова (странно, впрочем, что этого не подсказали другим партиям). Менее популярна версия о признаке начала обновления КПРФ.
Так или иначе, но Павел Грудинин, у которого после выхода из "Единой России" удачных выборов не было, все же новый персонаж в пьесе, и он вызовет дополнительный интерес у сомневающихся избирателей. Он одновременно и успешный бизнесмен, и социалист, и националист, к тому же работает в основном по популярной в народе и безвредной для власти аграрной теме. Эдакий "крепкий хозяйственник", напоминающий Юрия Лужкова в лучшие годы, но без такой известности. Что немаловажно, Грудинин не входит в руководство КПРФ, так что не сможет и составить конкуренцию за власть в партии после выборов. Хотя, так или иначе, отказ Геннадия Зюганова от участия, скорее всего, означает его скорый уход со сцены вообще.
Из "большой тройки" ветеранов 1990-х на выборах, таким образом, будут присутствовать двое: Владимир Жириновский и Григорий Явлинский. ЛДПР и "Яблоко" провели свои съезды раньше всех и, получается, забежали вперед. Иначе, узнав о решении КПРФ, наверняка могли бы тоже срочно подыскать замены. Из других относительно новых претендентов, имеющих шансы на регистрацию, можно отметить бизнес-омбудсмена Бориса Титова, идущего от возглавляемой им же Партии роста. Депутат ЗС Петербурга Оксана Дмитриева от Партии роста так и не стала кандидатом в президенты, хотя могла на это надеяться.
"Справедливая Россия", метавшаяся между загадочным "кандидатом-женщиной" и лидером Сергеем Мироновым, с облегчением вовсе отказалась от выдвижения своего кандидата, сославшись на то, что Владимир Путин идет самовыдвиженцем, а значит, "Справедливая Россия" может его поддержать. В 2004 году, правда, это обстоятельство не остановило справороссов, но тогда Сергей Миронов, зарегистрированный кандидатом и при этом агитирующий за Путина, выглядел странновато.
Естественно, "Единая Россия" на своем съезде объявила о поддержке Владимира Путина. Сам "кандидат номер один" поблагодарил товарищей речью, полной осторожного пафоса, и мягко намекнул на скорые необратимые перемены и вред окостенелости политических конструкций.
Эти слова, вызвавшие было всплеск толкований, могут ничего и не значить — в конце концов, Дмитрий Медведев в свое время тоже критиковал "забронзовевших" партийцев, но ничего не произошло. И Путин сразу после упоминания перемен заявил, что "мы... постоянно развиваем государственную и политическую систему, делаем ее более гибкой, способной адаптироваться к быстрым переменам современного мира". То есть, судя по всему, тот застой, к которому неуклонно катилась российская политическая система в последние годы, и считается в Кремле за гибкость и развитие. На этом же съезде Андрей Турчак официально получил кресло председателя генсовета "Единой России", так что слова Владимира Путина могли быть обращены к нему — в смысле необходимости обновлений в партии.
О себе заявили в минувшие выходные и кандидаты от непарламентской оппозиции. Ксения Собчак довольно неожиданно выдвинулась от партии — она подыскала для этого "Гражданскую инициативу", одну из партий демократической коалиции трехлетней давности, и даже вступила в нее. Это дает ей возможность собирать не 300 тыс., а только 100 тыс. подписей в поддержку выдвижения.
Алексея Навального пришлось выдвигать инициативной группе — партия "ПАРНАС", от которой оппозиционер выставлялся на выборы мэра Москвы, на этот раз заявила о том, что поддержит того из демократических кандидатов, кто пройдет регистрацию. Выдвигать своего кандидата в ПАРНАСе, как гласит партийное заявление, смысла не видят. Впрочем, не в последнюю очередь такая позиция наверняка связана с конфликтом сторонников Навального и лидера ПАРНАСа Михаила Касьянова перед выборами в Госдуму — 2016.
Но в поддержку выдвижения Алексея Навального собрались митинги в двух десятках городов, всего около 10,8 тыс. человек. Инициативная группа накануне вечером сдала документы в Центризбирком.
Впрочем, Центризбирком на следующий день отказал Алексею Навальному. Сам политик на заседании ЦИК настаивал на том, что решения ЕСПЧ отменили судимости, которые, по версии властей, не позволяют ему баллотироваться, и на том, что отказ нарушит права "миллионов людей, которые требуют допуска Навального на выборы", а также угрожал нелегитимностью выборов. Председатель ЦИК Элла Памфилова сначала держалась подчеркнуто отстраненно, слушая его, — но в ходе долгой перепалки все-таки сорвалась и заявила, что Навальный "оболванивает молодежь". Мнение ЦИК не изменилось.
Еще несколько претендентов на участие — Эльвира Агурбаш от "Зеленых", Максим Сурайкин от "Коммунистов России", Екатерина Гордон от Партии добрых дел или выдвинутый Российским общенародным союзом Сергей Бабурин (кстати, еще один видный в 1990-х политический деятель, в последнее время, правда, уже растерявший популярность) — также должны будут собирать подписи избирателей, но, скорее всего, не сумеют этого сделать.